Компания Гуляевский порог

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

В далекий приморский край. 1990 г.

E-mail Печать

«В далекий Приморский край»

1990 г., газета «Электромашиностроитель»

В начале сентября ус­пешно завершилась оче­редная киноэкспедиция клуба «Арго» в далекий Приморский край. Семь наших ребят начали пу­тешествие в нос. Бухта «Светлая», что находится на берегу Японского мо­ря, дважды пересекли хре­бет Сихотэ-Алинь, спла­вились по рекам Зеве, Бикину, Кеме, и, вернув­шись к Японскому морю, закончили путешествие на погранзаставе в пос. Малая Кема. Маршрут пятой категории сложнос­ти, общей протяженно­стью около 400 км.

Загадочный Примор­ский край, прославленная в книгах Арсеньева Уссурийская тайга, леген­дарный Дерсу Узала, тиг­ры, жень-шень, красная рыба, виноградная лоза, обвивающая хвойное де­рево, Японское море — эти и прочие экзотичес­кие картины беспорядоч­но роились в наших го­ловах, когда под крылом ТУ-154 медленно раст­ворились очертания лю­бимых Саянских хребтов. Мы знали, что наш маршрут пролегает по тем, единственным в Приморье местам, которые еще не тронуты хозяйственной де­ятельностью человека и являются самыми инте­ресными в этом крае. Ожидание необычности не смогло перебить и первое «приключение» в аэро­порту г.Красноярска. В день отлета директором по объявлению информации в аэропорту г. Краснояр­ска дежурила очень скромная, женщина. Она постеснялась объявить окончание регистрации на наш рейс и самолет за­грузили и отправили без нас.

В ярких, сочных анараках, с красивыми цвет­ными рюкзаками — вес под 45 кг, все в мыле, распугивая пассажиров, мы с воем носились в аэропорту в течение часа от одной стойки к дру­гой в надежде восстановить справедливость. Фор­туна сжалилась, и поте­ряв кучу и времени, два ча­са и «малость» в - день­гах, мы отбыли на вож­деленный восток. В даль­нейшем все складывалось удачно, если не считать потерю четырех дней в ожидании вылета в бухту «Светлую» из аэропорта г Дальнереченска. Нам даже впервые удалось сделать промежуточную авиационную заброску груза в поселок Охотни­чий. Благодаря этому, группа довольно резво шла по Приморской тай­ге.

Богатая и разнообраз­ная природа хребта Сихотэ-Алинь почему-то не произвела на пас сильно­го впечатления. Конечно, чай, заваренный лимонником или элеутерококом, большое количество крас­ной рыбы, ленка — это хорошо. Теплая - по Саянским меркам вода и горных реках, красивые берега, быстрота течения — это тоже оживляло путь. Запомнились высо­кие, в несколько обхва­тов, белокорые ильмы. Но в походе не хватало изю­минки. Из животного ми­ра попадались на пути норка, аист, косуля. Од­нажды Андрей Голдырев, идя первым, чуть не нас­тупил на волка, который с оскаленной мордой вы­скочил из-под ног. На- тропе лежала косуля, то­лько что загрызенная хищником. Мясо еще ды­милось. Неожиданно час­то для нас — попадались змеи. Причем, прямо на тропе. Когда первый раз на пне мы увидели клу­бок греющихся крупных гадюк, то слегка струх­нули и остановились. Но оказалось, что Сергей Маркин имеет с детства богатый опыт общения со всякими гадами. Он лихо изловил одну змею, взял ее в руки, погрел на гру­ди, и стал внимательно рассматривать. Змея бы­ла пузатая и сильно из­виваться не могла. После долгого с прищуром, изу­чения Сергей сделал вы­вод, что она беременная. Никто спорить не стал. Тут мы доверились спе­циалисту. Ко всеобщему разочарованию встретить и заснять на кино тигра нам не удалось. Мы да­же не видели его следов, Не попадался и медведь. Крупных рогатых тоже не видели. Правда, О.Сидоренко в качестве ком­пенсации каждое утро истошным голосом ревел изюбром. От этого вопля в ужасе разбегалось и разлеталось все живое, а мы с мурашками на теле вылетали из спальников.

На маршруте были встречи с охотниками, ко­торые с болью в сердце рассказывали нам, как губится Приморская тай­га. Реки Зева и Бикин — единственные, где еще не вырубается тайга и не стоят драги. Но решения по установке драг уже приняты. А совместные с иностранцами предприя­тия по заготовке леса, с новейшей техникой — мы ее видели — быстро вы­стригут остатки тайги. В начале и конце маршрута мы наблюдали огромные вырубленные плеши, го­ры гниющей древесины, Тайга Приморья на краю гибели. Может статься, что через несколько лет наши кинокадры будут уникальны. Единственное, на что еще есть надеж­да, так это на местное на­селение — удэгейцев. Они, используя национальный вопрос, имеют призрач­ный шанс на спасение кусочка своей территории.

В богом забытом по­селке Охотничьем мы уз­нали, что являемся в этом году первой груп­пой, идущей по этому маршруту. Обычно здесь ходят прибалты. Но в этом году их нет.

Можно сказать, что с погодой нам повезло. Лишь раз мы попали в циклон. Было это при подходе к реке Кема. На перевале через Сихотэ-Алинь нас застал дождь. Он не кончался трое суток. Такого коли­чества воды в лесу мне еще видеть не приходи­лось. Настоящее навод­нение. Вся пойма реки была залита. Низко вися­щие облака и густые кро­ны деревьев создавали сумрак. Со всех сторон раздавался шум бурля­щей воды. Было ощуще­ние, что мы находимся на дне огромного подва­ла, который быстро за­тапливает прорвавшаяся из труб вода. Потом ста­ли падать деревья. Удары стволов о землю производили специфическое впе­чатление вечером, когда все уже ложились спать.

Прибьет - не прибьет?!

Во время одной из мно­гочисленных переправ че­рез реку по завалам я лежа снимал на кино, «как Женя Лех с каменным лицом преодолевал опас­ную преграду. Только кон­чил снимать и отошел в сторону, как раздался крик, треск и сильный удар о землю. Я обернул­ся. На том месте, где я только что лежал, валял­ся ствол дерева в два об­хвата- толщиной. Ругаясь, поднялся с земли Гоша Вохмин. Корни падающе­го дерева бросили его на землю. Нам повезло...

В спортивном отноше­нии река Кема является самой сложной и красивой в Приморье. Средняя скорость течения у нас составляла 12 км/час. Запомнилось мне прохож­дение водопада высотой около 2,5 метра в пороге «Труба». Когда в резуль­тата наших неуклюжих действий в порог ушел маленький катамаран с одним гребцом. Оказав­шись один на один с во­допадом, Андрей Голды­рев прыгнул в воду и вплавь полетел в водопад. Ситуация осложнялась тем, что следом плыло огромное бревно. Но все обошлось. Бревно порва­ло гондолы катамарана. В развернувшихся спасработах мне особенно по­нравился из молодых ре­бят, Сергей Маркин своим активным стремле­нием быть в гуще, слож­ных событий.

В путешествии произо­шло несколько интерес­ных встреч с другими группами. Ребята из Спаск-Дальнего клуба с блестящим названием «Авось», принесли нам кучу грибов. Совместная грибная жареха, с блес­ком приготовленная Же­ней Лехом, произвела на всех неизгладимое впе­чатление.

Уже в конце маршрута судьба связала нас с эк­зотичной группой из Лесосибирска. Они шли на трех маленьких катамара­нах- двойках, женским, мужским и смешанным составом. Ребята со смехом рассказывали нам происшедший с ними уникальный случай, который можно послать в Книгу рекордов Гиннеса. За много лет всякое прихо­дилось наблюдать и слы­шать. По этот случаи дей­ствительно уникальный. Из серии «Нарочно, не придумаешь».

«Обнаженный махом»

Год назад в результате действия одного из тай­фунов на реке Кеме меж­ду порогами «Такунжинский» и «Секунжинский» образовался новый, не по­меченный на лоциях по­рог, с 2,5-метровым водо­падом. Три катамарана ничего не подозревавших лесосибирцев друг за дружкой упали с водопада и, перевернув друг друга, стали болтаться в сливной яме. Молодой па­ренек Сергей вцепился обеими руками в раму судна. Поток рвал и ме­тал! Сергей почувствовал, что мощный поток сорвал с него сапоги. И вдруг резко потянуло вниз. Лоп­нул поясной ремень. И штаны — сначала мед­ленно, а потом все быст­рее — стали слезать -с ног. Сергей постарался развести ноги и тем сох­ранить свои портки. Но это лишь увеличило па­русность, и штаны резко покинули своего хозяина. Причем, они потянули за собой и носки, которые быстренько соскользнули с ног, увлекаемые напо­ром воды. Через некоторое время болтанки катамаран выкинуло из ямы и понесло потоком по реке. Сергей вдруг почув­ствовал, что последнее, что осталось на нижней части тела — трусы — находятся уже в районе щиколоток. Не отпуская катамарана, он сделал от­чаянную попытку сохра­нить атрибут, прикрыва­ющий мужскую гордость. Но поток был неумолим, и, пришлось толкать суд­но к берегу с голой зад­ницей. На берегу его уже ждали- вот ведь судь­ба — девушки из женского экипажа. Они вытянули свое судно на бе­рег и помогали другим. Возбужденные борьбой со стихией, девушки долго не могли понять, почему Сергей стоит по грудь в воде и не выходит на бе­рег. Постепенно приседая и натягивая майку на ко­лени, парень вприсядку прошествовал из воды в ближайшие кусты. И си­дел там, пока его не уком­плектовали панталонами. Конечно, было много сме­ха. Но что интересно — шляпу с головы не смы­ло! Без порток, но в шля­пе!


 

Баннер