Компания Гуляевский порог

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Страх. 1990

E-mail Печать

«ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬ» 13 июля 1990 года

Эта трагическая история произошла зимой на севере Свердловской области более 20 лет назад. Все, кого коснулся ее или каким-то образоч узнал о происшедшем, были потрясены массовой, загадочной, необъяснимой гибелью девяти человек — студентов Уральского политехнического института. Тогдашняя официальная трактовка случивше­гося мало кого удовлетворила и не внесла ясности.

 

В.Кулясов

«СТРАХ»

Быль

 

ОТ АВТОРА: Много лет назад мне в руки попало письмо о загадочной гибели туристов — лыжников группы Дятлова — студентов Уральского политехнического института. В свое время этот случай вызвал шок не только в туристском мире, но и у всех, кто к нему прикоснулся. Гибель людей во время спортивных походов такая же печальная реальность, как и гибель на дорогах в автотран­спортных происшествиях.

Мрачная статистика по­казывает, что туристы на­иболее часто гибнут в снеж­ных лавинах, тонут в ре­ках, развиваются в скалах, случаи замерзания крайне редки. Ну а замерзание це­лой группы молодых людей, полных сил, имеющих хо­роший комплект снаряже­ния и продуктов, такого ни­когда не было.

Это письмо — личное по содержанию — раньше, ви­димо, ходило но рукам в туристском мире, не раз переписывалось, автор письма был непосредствен­ным участником событий — в качестве спасателя.

Вместе с этим письмом ко мне попали и фотогра­фии тех спасательных работ. Есть там и фотогра­фии почти раздетых окоче­невших ребят из погибшей группы.

Я привожу это письмо в том виде, в котором оно попало ко мне.

 

 

«Рита!

Кажется, было бы пра­вильнее взять «опию пока­заний, которые я давал в об­ластной прокуратуре по де­лу этой злополучной груп­пы туристов. Тогда я си­дел там два дня и написал столько, что материала хва­тило бы для приключенческого романа средних размеров. Сейчас это дело на­чало забываться и v меня, откровенно говоря, нет ни времени, ни особого жела­ния возвращаться к собы­тиям тех дней. Если тебя действительно интересует суть этого дела, я поста­раюсь в хронометрической последовательности описать то. чему был свидетелем.

24 февраля после окон­чания похода мы делали пересадку в Серове и там узнали, что в районе Ивделя ведут энергичные по­иски группы туристов гор. Свердловска. Мы связались со штабом поисковой груп­пы и узнали,, что потерялась группа УПИ под руковод­ством Дятлова. Работы то­лько разворачивались, хотя контрольный срок истек еще 12 февраля. Нам была да­на команда прибыть в Ивдель для участия в спаса­тельных работах. Ночью мы были там вместе с группой альпинистов и на следующий день познакоми­лись с обстановкой.

Группа из десяти чело­век вышла 27 января из Витая по маршруту: Витай - пос. II Северный — р. Ауспия — г. Отортен - р.Ушма — вверх, р. Витеры — район Ойка — Чакур - верх. р. Витай. Группа прошла пос. П. Северный, где оставила одного боль­ного и ушла дальше, после чего следы ее пропали. Наиболее вероятным местом гибели мог быть район г. Оторен, куда они должны были делать восхождение, и потому этот район бы­ло выброшено два десанта. Кроме того, ушла группа туристов по их маршруту и высажена группа альпини­стов непосредственно у вер­шины Отортен. Нам дали задачу обследовать горный узел между Япинг-Ньером и Отортеном, так называ­емый Сампал-Чохль.

Утром мы посмотрели этот район с самолета, а в полдень получили снаря­жение и на вертолете выле­тели к месту высадки. На полпути получили снизу телеграмму, что у перевала из Аустино в Лозьву на склоне высота 1079 нашли их палатку, лыжи и сна­ряжение. Нас направили в этот район с целью провести обследование местности и подобрать место для ба­зового лагеря поисковой группы. Нас было четверо, кроме того, двое проводни­ков с собаками.

Пока они искали следы на перевале, мы спустились в долину р. Лозьвы- и там у ручья под кедром нашли двух человек. Двое парней лежали рядом с деревом, тут же сохранились следы костра, вокруг валялись сломанные ветви и было множество срубленных мо­лодых елей, причем, самих стволов мы не нашли. Один из них был в ковбойке и трусах, другой в рубахе, легких брюках и носках. Под деревом мы нашли чью-то рубаху, носовой пла­ток, носки и еще разную мелочь. Никаких телесных повреждений не было, кро­ме царапин на руках и но­гах.

Затем подошло несколь­ко ребят с группой и при­мерно указали нам место­расположение палатки. На­до сказать, что более не­удачного места для ла­геря нельзя было выбрать.

Палатка стояла на скло­не у самого гребня, гораздо выше уровня перевала на крутом скате совершенно безо всякой защиты. Все было завалено снегом, сна­ружи была лишь пара лыж, воткнутая до половины в снег, ледоруб и конец оде­яла. Решили раскопать в надежде найти кого-нибудь внутри. Палатка на скате, обращеном в долину Лозь­вы, имела два разреза, в которые свободно мог прой­ти человек. Внутри были уложены печка, ведра, раз­ложены ботинки, валенки, рюкзаки, теплые вещи, лич­ное и общественное снаря­жение. сумки с документа­ми и деньги, словом, все. кроме людей. Нашли днев­ник с последней записью, сделанной 31 января и юмо­ристический листок под на­званием «Вечерний Отор­тен», датированный 1 фев­раля. Дальше начинались загадки.

Первоначальная версия о том, что группа разбилась при восхождении или пош­ла на обратном пути в пур­гу, отпала. Под палаткой лежало 9 пар лыж, то есть все, что было в наличии + 1. На перевале у остан­цев бродила группа тури­стов из УПИ, которые пер­выми нашли палатку и те­перь, увидев своих товари­щей в таком состоянии, бы­ли настолько деморализова­ны, что некоторые плакали. Чтобы не портить следы и не мешать работать собакам, решили устроить лагерь в долине Ауспишь, отправили туда всю эту ком­панию, а сами с проводниками и собаками снова пошли от палатки вниз к тому месту, где нашли два трупа.

Склон отвратительный- каменная гряда пересекает надутый, зализанный ветром снег, на котором то катишься, то проваливаешься по колено. Метрах в 800 собака нашла под сне­гом труп девочки, причем сверху не было вообще ни­каких следов. Примерно та же картина: легкий костюм, капор и шерстяные носки, разбитое лицо и ободранная поясница. Такое положение, что можно подумать что человек полз или шел вверх по склону в направлении палатки. Ощущение страшное, был человек — и вот кусок льда: ни убит ни разбился, а опять загадка. Еще ниже — еще один, это сам Дятлов, че­ловек тоже боролся за жизнь, видимо, пытался идти вверх, и вот лежит под кустом лицом вверх со сведенными на груди рука­ми в костюме и носках.

Куда тут идти, если последующие дни прекрас­но снаряженные люди про­ходили участок в полтора километра от кедра до па­латки не менее, чем за час. Постоянно дует ураганный ветер, так что идти поис­тине невозможно. За все время было всего два дня, когда было затишье и от­носительно тепло. В тот день больше никого не на­шли, на другой день прие­хал прокурор и пока раз­бирали палатку, потеряли день. Правда, мы с провод­ником обшарили склон и я с оперативником обошел по гребню всю долину, но тоже ничего не нашли. Затем начались ветры. Два дня мы выходили из лагеря на перевал, но ветром нас от­брасывало обратно, морози­ли ноги и лица, но улуч­шений не было и начали работать в такую погоду.

Часть людей начала пла­номерную проработку скло­на от кедра до палатки. Мы получили щупы, лавинные зонды и лопаты. На пятый день примерно на середине участка нашли еще одного парня, на этом один валенок, ногами и ру­ками упирается в снег, ни­каких ран, но мертв. А дальше никаких результа­тов, перерыли и прощупа­ли все, весь участок у кед­ра прекопали, нашли снеж­ную яму устланную хвоей, но там никого. Там было два громадных оврага, не знаю, как они выглядят ле­том, но я руководил рабо­той в этом участке и зача­стую приходилось сворачи­вать три колена зонда и все-таки не доставали до земли. Это был дурной труд, потому что найти что- то в такой массе снега, я думаю, трудно.

Здесь был начспас Домбая Семен Баскин. наверное ты его знаешь он считал и вообще, со временем это стало всеобщим мнением, что работы на то прекра­тить до весны и подождать до тех пор, пока начнет та­ять снег. Но, видимо, кого- то такой вариант не устра­ивал, потому что из обко­ма КПСС была дана ко­манда продолжать до по­бедного конца поисковые работы.

12 марта нас вывезли оттуда, потому что мы бы­ли измотаны полностью Фи­зически и морально, воз­можно потому, что я до этого полтора месяца был в походах, но даже те, кто прибыл со свежими сила­ми, выглядел далеко не лучше.

Затем два месяца перека­пывали снег силами различ­ных организаций, а, в осо­бенности, воинских подразде­лений, пока совсем недавно не нашли остальных, когда сошел снег, я не знаю под­робностей, потому что целую вечность не был в Свердлов­ске, но слышал, что они бы­ли метрах в пятидесяти от кедра в снежной яме все вместе, сбившись в кучу и в таком положении замерз­шие или еще что-нибудь в этом роде.

Ну, что я тебе могу ска­зать по этому поводу. Вна­чале думали, что группа ор­ганизовала лагерь, ушла на восхождение, а потом зава­лилась или просто заблуди­лась в метели.

Это отпало.

Затем пошли толки и на­падении зверей, заключен­ных, местных жителей. Пос­леднее было довольно-таки обоснованное, этот район у них священный, так что кто его знает. Никаких следов не было, да и не так просто выгнать на мороз полураз­детого человека. Кроме того, в соответствующих местах проверили, и этот вариант тоже зачеркнули. Говорили о стихийном бедствии, но лавин там нет, камнепадов и землетрясений тоже. Тоже неправдоподобно. Тогда накинулись на ветер, дескать, их сдуло со склона, но па­латка на месте, и из нее ни­чего не выдуло и даже не порвало растяжки.

Довольно убедительно зву­чала такая версия, что кто- то из них ночью вышел из палатки, его сорвало ветром и унесло вниз, остальные выскочили спасать, и их то­же утянуло вниз, а посколь­ку ветер был сильный, то никто не смог вернуться на­зад. Тогда мы проверили такой эксперимент в самую страшную метель поднялись к палатке и пробовали па­дать и катиться вниз. В лю­бом случае, в любой момент можно встать на ноги и вер­нуться обратно. Кроме того, немного ниже палатки мы нашли девять пар следов, которые пели вниз в долину и принадлежали этим това­рищам.

Сохранились отпечатки бо­сых ног, будто человек про­шел только вчера. Было ре­шено, что причина была другая, причина, заставив­шая людей среди ночи, это точно установлено, поднять­ся и полураздетыми и босы­ми или уйти на мороз, ос­тавив все свое хозяйство, уйти на верную смерть. При­чиной могло быть явление настолько ужасное, что в понимании людей, которым предстояло решить эту за­гадку, оно не укладывалась. И тогда я вспомнил о странном явлении, которое мне пришлось наблюдать во вре­мя похода.

Было около семи часов утра (светало в то время в начале девятого), мы с то­варищем дежурили и гото­вили завтрак» вся осталь­ная команда спала, и мы уже бодрствовали, больше часа, так что сумели очу­хаться после сна. Я случай­но глянул па восток и обра­тил внимание на то, что часть неба занята какими-то светлыми концентрически­ми кругами. Знаешь, как бы­вает в морозную ночь вокруг луны.

Только тут гораздо больше. Я сказал парню, что вот, мол, как разрисо­вало луну, он посмотрел, и на этом все кончилось. Каж­дый занялся своим делом, я чистил винтовку, а ты знаешь, что, когда в руках держишь оружие, в какой бы то ни было ситуации, то чувствуешь себя увереннее. Когда я снова глянул туда, то круги разошлись шире и стали ярче. Я удивился, что нет луны, и вообще, луна должна быть не в той сто­роне. В следующий момент в центре этого круга вспых­нула звездочка, которая на­чала на глазах расти. Поя­вился матовый диск, подер­нутый дымкой, стало свет­лее, от деревьев начали па­дать тени, и вдруг, разор­вав дымку, на нас стал стре­мительно двигаться, увели­чиваясь в размерах, громад­ный огненный шар, времена­ми переливаясь пламенем, то покрываясь черной кор­кой, то светясь белым мерт­вым светом. Мы встали и стояли зачарованные, теперь я не сомневаюсь, что эта штука обладала сильнейши­ми дурманящими или гипно­тическими действиями. Не знаю, чем бы это кончилось, но вдруг шар поблек и стал расплываться. Я кинулся в палатку и вытащил первого попавшего под руку, чтобы показать необычное явление, шар расплывался и круги меркли. Приятель передел дыхание, сел и вытер со лба пот, я тоже крепко трухнул.

И вот кто-то вспомнил, что видел точно такую же вещь над Ивделем в ночь с 1 на 2 февраля. Описыва­ли его так же, говорили, что шар плыл на северо-за­пад, и, спустя некоторое вре­мя, его видели над Витаем. Если учесть то, что место их гибели примерно метров на 600-700 выше уровня Ивделя, то можно подумать, что эта вещь, не знаю, как ее назвать, более осведом­ленные товарищи называют ее ракетой, должна была пройти примерно на той вы­соте, и вообще, как она выг­лядит вблизи и чем кончает свое существование - не известно.

Я не особенно верю и эту версию, хотя в свое время был ее автором, и защищал с пеной у рта. Говорят, бы­ло расширенное заседание обкома партии, где причина смерти объяснялась так: группа погибла вследствие плохой организации похода, плохой спаянности коллекти­ва и плохой физической подготовки участников. Это официальная трактовка. В то же время было указано, что смерть явилась резуль­татом несчастного случая, так как группа вышла на полигон, где проводились испытания новой техники.

Во всяком случае никаких увечий не было, не было никаких следов, люди замерз­ли, но что толкнуло их на это, не знаю. Возможно, со временем это станет досто­верно известно, может, кто-нибудь из тех, кого нашли последним, оставил замену, может быть, я еще не видел никого, кто присутствовал при заключительном акте. Я очень доволен, что снова не попал туда, потому что потом еще очень долго перед глазами стояли эти зло­получные места и трупы товарищей.

Знаешь, это немного глу­по, но я чуть-чуть жалел, что не был с ними, хотя, несомненно, независимо от того, кто бы там ни был, все равно- погиб. Посылаю несколько снимков тех вре­мен, чтобы ты имела общее представление о работе. Во­обще, я еще не разбирал ма­териалы похода, а это толь­ко крохи. Ну, пока все. Ты мне столько задала сразу вопросов, что не знаю, как тебе и отвечать. Обязуюсь быть более аккуратным и посылать приветственные телеграммы не реже двух раз в год. Думаю, что ты мне ответишь тем же.

 

Будь здорова.

Георгий.»

 

ЭПИЛОГ.

Вот такая произошла исто­рия. Прошло много лет. Сов­сем рядом с горой Отортен проходит сейчас нитка газо­провода. Постепенно откры­ваются некоторые тайны прежних событий в нашей жизни. По сообщениям пе­чати ежедневно вокруг нас летают эскадрильи шаров, летающих блюдец и прочей посуды с пришельцами на борту.

А мне по-прежнему не да­ет покоя вопрос — что же заставило ребят, распоров палатку, среди ночи выско­чить раздетыми с лютую стужу, бросив все, и бежать сломя голову прочь от един­ственного своего убежища на верную смерть?

Для себя я нашел ответ на часть вопроса. Это внезапный страх, резко пере­растающих в ужас и дово­дящий до полного активно­го безрассудства — до па­ники. А что же послужило таким мощным раздражите­лем для всех сразу? Может быть, уместно вспомнить одну из наиболее правдопо­добных гипотез о появлении в океане кораблей без лю­дей — «летучих голланд­цев»? Она объясняет это яв­ление влиянием мощного ин­фразвука на организм чело­века. Он иногда образуется при перемещении огромных масс воды и вызывает без­отчетное чувство страха, которое требует разрядки в движении и приводит к са­мовыбрасыванию за борт. Если стоять на этой пози­ции, то остается определить — что излучало другой вид изменений, может быть, другим, человек-то всего бо­ится? Случайно залетевшая сюда при испытаниях раке­та? Но от места трагедии до ближайшего жилья менее 60 км. Были бы еще свиде­тели. Да и проводить испы­тания вблизи жилья просто неразумно. Хотя у нас все может быть.

Видимо, мы уже никогда не узнаем причину. В прак­тическом плане для нас эта история еще раз иллюстриру­ет старое правило — не те­рять самообладания в лю­бых ситуациях. В путешест­вии ко всему надо быть го­товым. Поэтому всем, кто первый раз идет с нами в сложный поход, я даю чи­тать это письмо.

 

 

 

 


 

Баннер