Компания Гуляевский порог

ПРИНЕСЛО 13.08.2009

«Серебряные пряди Кызыл-Хема»

Серебряные пряди Кызыл-Хема

Рождаются из лона рыжих скал,

Как Божий дар ниспосланный вдруг с неба

Стрелой природной в сердце нам попал.

И низвергаясь вниз серебряной струною

Он дарит людям лучезарный свет.

Обычный ручеёк останется с тобою

На протяжении долгих, долгих лет!

Пусть этот стишок послужит прологом к описанию путешествия совершенного нашей группой по юго- восточной Туве!

День первый

Проснулся в 3.00, потихонечку собрал сухой паёк, взвалил на себя рюкзак и вышел на остановку, навстречу новым впечатлениям...

Вообще подготовка к этому походу складывалась очень тяжело. Нехватка средств, отказ некоторых людей от этого мероприятия, неопределенность в организации (будут лошади или нет) и т.д. И все таки мы едем в Кызыл, к благословенным местам для любого ценителя природы, нетронутой человеком.

После «Полки» остановились позавтракать и выяснилось, что у одного члена команды отсутствует коврик. Неутомимая Евгения тут же сбегала к знакомым альпинистам, собравшимся в Ергаки на альпслет, и взяла в займы коврик. Можно продолжать путь.

Проехав километров 20, мы увидели очень интересную картину. На «обочину» дороги из тайги, вышел медвежонок, а следом за ним и его мама! Так мама бросилась на наш автобус, и даже пробежала за ним. Потом, что-то «сказала» своему дитяти и увела в лес...

Народ в автобусе слегка опешил, даже перестал играть в карты. Нда!

Часа в 2 дня, приехали в Кызыл. Нашли «постоялый двор», он же гараж, и увидели «Урал» на котором нам предстояло ехать. Картина была удручающая...! Заднего моста нет, заднее колесо лениво лежит рядом. Отдельно куча болтов, гаек и проч. Но как изрек Володя Кулясов: «Главное, что есть на чем ехать...»

Откомандировав двух человек за разрешением на посещение погранзоны и трех за шляпами (по мнению В.Кулясова, поход без шляп- не поход), остальные участники группы занялись кто чем, а точнее лениво развалились на травке, пока «неутомимые» тувинцы занимались ремонтом «Урала», И свершилось чудо! Часам к 9 вечера «Урал» был собран, заправлен и готов тронуться в путь.

Расположились «валетом» на рюкзаках. Ехать не очень удобно, но мы ездили и в более трудных условиях. Володя Наговицин устроил себе ложе в самом конце кабины, кажется сразу уснул, и не поднимался со своего «матраца» часов 12. Володя, как оказалось замечательный и самодостаточный человек. Здоров поспать, поесть и вообще...

Выехали часов в 10 вечера курсом на юг, в Кунгуртуг!

День второй

Часа в 3 ночи сделали остановку, водителю нашему нужно отдохнуть. Водите ль-Артур. Тувинец. Ходит с палочкой. Вероятно последствия, какой-то травмы. Он в годах, но сколько точно ему лет, определить невозможно. У азиатов вообще возраст определить сложно, тем более у тех, кто живет на природе.

Постояли около часа и в очередной раз заснув, двинулись дальше. Следующая остановка была часов в 9 утра, уже в тайге, возле какой-то речки. По моему это был Нарын.

И здесь я впервые услышал «дыхание тайги и трепет воды ключевой» Это непередаваемо! Легкий дождик, чуть-чуть пасмурно, где-то за горушкой кусочек ясного неба. Дышится легко, свободно. Настроение!..

Едем дальше. Следующая остановка на сероводородном аршане. Аршан - источник по тувински. Я на нем в третий раз, поэтому смотреть на него не пошел. Люди, прибывшие на него впервые, разбрелись по окрестностям, смотреть местные достопримечательности. Пообедали сухим пайком и двинулись на перевал Сенгилен. Ребята в группе уже сдружились и сплачиваются с каждым километром все сильнее. В карты режутся аж «пыль столбом стоит». Это слева от меня. С правой стороны идет дискуссия. Тема: «Жидо-масонское влияние на политико-экономическое развитие Земли». В общем: слева вешают «погоны», справа навешивают ярлыки. Не соскучишься! Ей Богу, весело!

Спустившись с перевала Сенгилен, попадаем к истоку Балыктыг- Хема. Проехав немного вниз сворачиваем влево на перевал Каргы (кажется он так называется, так же называется и река). Перевал красивейший, высокий. Смотришь вниз, и дух захватывает... А справа, вдали, скалистые горы, невероятной красоты.

В наблюдении за вечным и прекрасным, доехали до Кунгуртуга. Хозяева дома в этом селении встретили нас хорошо. Часть людей пошла ночевать в дом, а я и еще 4 человека остались в машине. Спев колыбельную, послушав разразившуюся грозу, мы заснули спокойным сном в самом сердце Кунгуртуга!

День третий

Проснулись часов в 7 утра.

Я почему-то утром, в полудреме, ждал, когда пропоют петухи, (своего рода - «атавизм»), но они не пропели. Зато дверь кабины открыл Олег и возвестил, что уже утро и нам пора из люлек на свободу. И нам открылась следующая картина: большой двор, очень чистый; огорода нет (видимо сказывается высота, таежная зона, утренние туманы и заморозки) т.к. в принципе тувинцы не любят заниматься таким трудом, но это мое субъективное мнение. Испросив разрешение у хозяйки, воспользоваться ее печкой, приготовили завтрак. Поели, и стали держать совет, ехать в Пор-Бажын, или нет. Подошедший дядя Федор сказал, что конечно надо съездить.

На личности дядя Федора надо остановиться отдельно.

Тувинец, лет 50-55. Легендарная личность в Туве. Говорят, что в советское время он занимался золотодобычей, и нашел большой самородок. Не долго думая, д.Федор, преподнес его в подарок главе Тувы (не помню кому), после чего, про него заговорила вся республика.

Он человек слова. Если, что сказал, разобьется в лепешку, а сделает! Вот и нам он пообещал, что будут лошади. Приехал сам в Кунгуртуг, нашел людей-проводников, нашел лошадей и сам проводил нас на «Урале» до того места, где началась наша «пешка», т.е. до реки Эми. В «Урале» рассказывал, что он почти нашел место, где зарыт клад Чингис-Хана. «Еще- говорит - немного, и я его найду». При этом его хитрые, азиатские глаза, как мне показалось, стали еще хитрее и лукавее. Вообще, колоритнейшая личность-этот дядя Федор. И я счастлив, что познакомился с этим человеком!

Пор-Бажын.

Пор-Бажын- это развалины уйгурской крепости или дворца. Памятник культуры 8-9 века. Расположен на озере Тере-Холь, на одном из островов. К нему ведет очень длинный мост (где-то 1 км.) Он деревянный, новый. Построен нашими солдатами к приезду В.В. Путина и принца Альбера. Попадаем по нему на один остров, потом вновь по мосту, но по короткому, непосредственно в крепость.

Стены крепости (точнее, то что он них осталось) сделаны из глины. Кругом следы раскопок, кое-где стены закрыты целлофаном. В одном месте куча черепицы. Видны контуры внутренних строений. Размеры крепости примерно 300 на 350 метров.      (

Что интересно, зайдя на территорию крепости, я почувствовал, как на меня натурально повеяло стариной. Как будто воздух стал другим. И восторг внутри...!

Я два раза был на Балыктыг-Хеме, в 6 километрах от этой крепости, и никогда не думал, что сумею попасть в нее.

И спросив у духов разрешения, взял на память кусочек черепицы.

Крепость - дворец, по легенде был построен уйгурским князьком для китайской принцессы. Через некоторое время, он был сожжен. Почему - загадка. Мы начали строить свои догадки.

Я высказал такую причину: принцесса умерла - дворец сожгли. В общем- все умерли. Уно-уно-уно-ун моменто!

Вот такой он- Пор-Бажын! Но пора в дальнейший путь! На «Урале» добрались до р.Эми, дальше болото, по которому «Урал» не пройдет. Тут же паслись 13 лошадок. 3 под седлами, и 10 под вьюки. Быстренько выгрузились, уравновесили рюкзаки, чтобы лошадкам было удобно их везти. Но на завьючивание всех рюкзаков ушло не меньше 2 часов. Наконец все готово. Тепло прощаемся с дядей Федором, с водителем Артуром, и выступаем в путь. Наша цель - р.Сарыг-Эр. Это где-то 17 км! Дорога не запомнилась. Была только одна мысль: «Дорогу осилит идущий..» Сырыг-Эр форсировали верхом на лошадях. Экзотично! Благо лошадки умные... Ну и на 17 километре благополучно натер себе мозоль. Сам виноват; надо было обуваться лучше, тщательнее.

Заночевали на «ферме». В общем скот там, люди живут. Правильнее- летнее пастбище. Поужинали. Я извинившись, сразу пошел спать. Да и другие сразу разошлись, Сказался тяжелый день. А завтра штурмовать перевал и топать... гораздо больше, чем сегодня. На этой «счастливой», утешающей мысли, я заснул!

День четвертый

На следующий день обувался более тщательно. Заклеил пластырем свою «вафку», одел чуни, а наверх шерстяные носки. Нога сидела в сапоге, как влитая.

Ну и пошли мы. Удивительно, но сегодня дышалось полегче и топалось аналогично. Под перевалом перекурили. Народ рассказывал анекдоты и почти все смешные. Вообще, когда поржешь коллективно, тогда любое дело делается легче.

И вот мы на перевале. Очень интересно с лошадьми общается Алик. По профессии он геолог, и с лошадьми знаком не понаслышке. И вот ведя на поводу свою лошадку Алик отдаёт ей такие команды:

-                    Не жрать!!!

-                    Не спать!!!

-                    Вперед, давай!!!

При этом в голосе звучит любовь к животным. Потеха...

Остановились на ночлег возле озерца, из которого воду пить невозможно.

Серега Прус вызвался сбегать за водой. Серега самый тренированный из нас, работает в Абаканском МЧС и вообще отличный парень.

Ну вот, приходит Серега и рассказывает, что видел следы медведя совсем свежие. И ему стало немного не по себе: одному, как-то не удобно встречаться с хозяином тайги. Набрал он котелки и ходу назад. Ничего, кипятили воду из озера, и пили ее. Сели ужинать. Выложили соленого хариуса, пойманного Славой на Сарыг-Эре и предложили его нашим проводникам. Они улыбаются, что-то по своему лопочут между собой, но по рыбе наконец взяли. Есть тут же не стали, а ушли к себе..., и скормили рыбу собаке, так чтоб мы не видели, но Слава подсмотрел это дело и мы поняли, что соленую рыбу тувинцы не любят, а взяли ее из уважения. А уху они лопают!

Вечер был замечательный. Пели песни (силы остались), разговаривали душевно. Хорошо!

За день прошли километров 25. С места ночевки видно перевал, который мы одолели. Кого как, а меня расстояние впечатлило, если не сказать больше...

Небо вызвездело, к утру будет холодно, но все равно раздеваюсь до гола, и залезаю в спальник. Так гигиеничней. Засыпаю, как младенец, даже не думая, что будет завтра...

« .. .Яблоки на тропе

Медленно остывают.

Топчешь ты их ногами

Яблоки на тропе...»

М. Муромов «Яблоки на снегу»

День восьмой

Пора вставать! Дежурные уже развели костер, и варят завтрак. Утро прекрасное!

Собрались, выплыли без приключений. Часов в 12 над нами прошел АН-2, и мы нутром почувствовали, что Уш-Бельдир где-то рядом (про Уш-Бельдир расскажу позже). Потом еще один самолет. Затем «узрели», как он взлетает между гор. Стало понятно, что вторая цель нашего путешествия близка! Увидев какие-то строения на правом берегу, причалили к ним. То были старые сараи рыбаков. Здесь же увидели довольно хорошую, проселочную дорогу, уходившую вправо, в лес. Это была дорога к Уш-Бельдиру.

«Уш-Бельдир»

Уш-Бельдир- курорт республиканского значения. Развитие получил в советское время. Имеет «аэропорт» на котором садятся АН-2 и вертолеты. Уш-Бельдир занимает довольно большую площадь. Есть даже двухэтажные корпуса (ведомственные). Мы видели два таких корпуса. Кроме этого, масса маленьких всяких разных домиков. Один даже в виде юрты. Большой корпус, одноэтажный, в котором расположены жилые комнаты, кабинеты и кабинет главврача. Есть даже свое «такси». Трактор с тележкой. Тележка с шашечками и надписью «такси». Уш-Бельдир имеет свое электричество. На горном ручье стоит, что-то подобное турбине. Кроме этого: видеозал, столовая, лавка продуктовая и пр. Есть и красивый аршан. А главное-это сероводородные бани, лечебные. Для «дикарей» своя баня. Вот в такой бане мы и приняли ванну и помылись. Выглядит она следующим образом: в помещении, на полу сделана ванна из дерева с сероводородной горячей водой. Вода проточная. Из самого источника она просто горячая, но пока доходит до бани немного остывает, но все равно, чтобы залезть в эту ванну требуется определенное усилие воли. Серебряные цепочки у ребят естественно почернели, а у некоторых и золото купленное в магазине. В баню заходили по три человека на несколько минут, потому что на большее время нельзя. Это нам объяснила главврач курорта. После бани нам всем было хорошо, появилась необыкновенная легкость. Прикупив в лавке хлеба и сахара, мы отправились к месту ночлега.

На ужин мы с Аликом вызвались пожарить тайменя. Да, ничего вкуснее я не ел...

А когда его много...

Долго пели песни, но баня дает о себе знать приятной истомой... Пора спать.

Завтра уже будем сплавляться по Кызыл-Хему и начнет сбываться моя мечта- пройти по этой красивейшей реке! Я уверен, что все мои «единоверцы», заснули точно с такой же мыслью

День девятый

Шишкид-гол, Кызыл-Хем

Немного географии. Бусин-гол- это левый приток Шишкид-гола. Шишкид-гол течет из Монголии. При впадении в Шишикид-гол правого притока, который носит название Белин, получается Кызыл-Хем.

Утром некоторые ребята сбегали еще раз в баню. После «объявы» 30 минутной готовности, Володя Наговицын вспомнил, что он не «снял» на фотоаппарат сероводородную баню. Смотрю, он активно донимает Володю Кулясова, чтобы тот разрешил ему сбегать и заснять баню. Кулясов, не мудрствуя лукаво, отправил его с этой просьбой непосредственно к капитану катамарана, на котором Володя Наговицын собственно плыл, т.е. ко мне. Наговицын начал добросовестно донимать меня. Говорю: «Иди, только одна нога в бане, другая здесь». Слова «другая нога здесь» были сказаны уже в пустоту. Да, Володя Наговицын, искал все время, какой-то потухший вулкан. После двух дней его поисков я резонно заметил, что они все здесь потухшие. После чего народ чистосердечно «заржал». Да, мы не скучали!

По истечению 30 минут Кулясов провел инструктаж по ТБ на воде, т.к. некоторые члены команды были в водном походе впервые. Да, и опытным товарищам не мешало еще раз проникнуться... Вода- это стихия!

В подтверждении этих слов, вскоре после отплытия, мы увидели памятник на скале. Как сказал В.Кулясов- это памятник, толи девушке из московской группы, толи всей группе.

Этот день выдался несколько дождливый. Дождь то начинался, то заканчивался. В общем, после многих солнечных дней, погода не радовала.

Я не заметил, как мы вошли в К-Х, задумался, загляделся на окружающую натуру.

Кызыл-Хем - река широкая, быстрая, порожистая. Скорость течения 2-3 м/с, т.е. 7,2-8 км/ч и больше. На перекатах и порогах еще быстрее. После правого притока Кадыр-Ос начинается ущелье Кызыл-Хема. И почти вся река идет в этом красивейшем ущелье!

Часам к 12 подошли к первому порогу Кадраусского каскада. Решили перед ним пообедать. Пообедали и пошли...

Пороги широкие, воды в реке много, камней ярко выраженных, я не вдел. Бочки правда были и очень большие. Но вал в порогах был очень приличный, особенно в шестом. Там я испытал чувство восторга, замешанном на адреналине. Представьте: широченная дорожка из воды, постепенно сужающаяся, и нарастающий вал, по моим прикидкам метра 2 не меньше. Здорово!

Пороги проходили медленно, не спеша. Нужно было выбрать оптимальную точку для видеосъемки, а так-же некоторые пороги разведывали, чтобы знать, что там за поворотом.

Евгения баловала нас ягодкой. Собирала прямо в каску таежное ассорти и угощала мужскую часть коллектива. Сидишь, жуешь ягодку, рация включена, ждешь команду на выход! Что еще человеку для счастья надо?! Вообще, конечно надо... но это мысли уже не о походе.

В этот день прошли 8 порогов из 30. На ночевку встали на песчаном пляже. Под палатки нашли место на травке, натянули тент, бревнышки положили квадратом (чтоб сидеть), и место приобрело довольно цивилизованный вид. На ужин Слава достал тайменя, приготовленного по особому (Славиному) рецепту, два дня назад. Вкусно!

Поужинали, попили чаю, сели к костру. Пели песни, разговаривали. Все как обычно и необычно! Затем, крепкий сон!

P.S. Вова, вулканы и здесь все потухшие! Я смотрел внимательно! Нигде дыма, пепла, а тем более горячей лавы не заметил! В «натуре»! Семиты и антисемиты есть- а вулканов нет!

День десятый

Проснулся почти вместе с дежурными. Подошел к весело горящему костру, и стал наблюдать. Вот еще хорошее время похода. Ничего делать не надо (пока), вокруг тишина, дрова в костре потрескивают... Лепота!

Раздался «гонг» к завтраку, и народ выполз из палаток. И вновь мы на катамаранах, идем-плывем по Кызыл-Хему. Прошли порог, который имеет имя собственное-Голубь. Скала там, если хорошо присмотреться, то можно увидеть голубя. Были еще пороги. Я сбился со счета, сколько прошли порогов. Наконец мы подошли к красивому водопаду. Остановились на обед, а после обеда было решено сходить на водопад. Окрестили его «Серебряные пряди Кызыл-Хема! Красиво и романтично. Я и несколько человек не решились на такой крутой подъем, и остались внизу рядом с катамаранами. Переговариваясь по рации, мы следили за восхождением.

Ребят не было часа 2,5. Потом по очереди, группами, они стали подходить к месту обеда. Восторг! По К-Х плавают моторные лодки староверов. Лодки с высокими бортами, остроносые, чтобы «резать» вал. Моторы «Ямаха». Ставят их пару на лодку и «поливают» только так.

Пришли еще не много. Впечатлил еще один порог. Вал!!! Остановились на ночевку в великолепном месте (а какие здесь места не красивые?). Приток справа, а за ним заливчик. Приток «отгорожен» скальным мысом, поэтому и образуется залив. Берег высокий, сухой. На нем стоит изба и баня по «черному». Есть место под палатки. Ну и конечно кострище, стол и «стулья». Над столом натянули тент, сбегали за дровами, благо тайга рядом.

Обсудили план на завтра. Завтра дневка!!! Идем на «Акрополь»! Завтра баня!!! Идем париться! Завтра съемка песен наших! Будем петь!

Какая насыщенная программа. В предвкушении завтрашнего дня мы пошли спать.

P.S. Всю ночь снились вулканы- потухшие и извергающиеся... Наговицин, блин...

День одиннадцатый

Ура! зовут на завтрак. Как же хорошо, что никуда не надо спешить, все наши действия настолько вальяжны, что только диву даешься.

После завтрака, разделились на группы; кто на заготовку дров, кто строит баню, кто рубит дрова. Олег, будучи нашим завхозом- боцманом, выложил все продукты, сел над ними и задумался... Неизвестно, о чем он думал, какие мысли рождались в его голове, но только мы отнеслись к его занятию с уважением и не мешали ему. Завхоз у нас капитальный, а главное щедрый. На протяжении всего маршрута, баловал нас всевозможными изысками, такими как: сметана, молоко, свежий хлеб, пирожки, творог, овощи, пиво, сигареты и т.д. Молодец! А кроме этого, Олег просто хороший парень! Мужик!

Дима с Валентином занялись постройкой бани. Мы заготовкой дров. Алик взялся рубить дрова. Вова Наговицин отнял у него топор и сфотался за рубкой дров. После чего благополучно сломал топор, и доверил это дело, вновь Алику.

Ну вот, все приготовления закончены, и мы начали собираться на «Акрополь».

Акрополь- это скала, напоминающая древнегреческое укрепление на возвышенности. Минут 15 по тропе и вот мы непосредственно перед подъемом. Поднимались по курумнику, затем по тропочке, вокруг скалы и еще вверх... И там нам открылся вид на окрестности. Это невероятно красиво! Слева, приток Каа-Хема с водопадами. Речка (приток) бежит в глубоком каньоне. Справа долина Каа-Хема, а вверху «Акрополь». Описать «Акрополь» не в состоянии- это надо видеть!

Побыли на верху минут 20, начали спуск вниз. Да, подниматься легче, гораздо... Горушка все-таки очень крутая.

Спустившись вниз увидели Вову Наговицина кочегарящего нашу баню. До бани еще 3-4 часа и народ разошелся по своим делам.

А после была баня! Пару было вволю, все напарились!

Потом мы стали готовиться к исполнению песен. Дело в том, что под впечатлением похода, мы «накропали» пару песен на известные мелодии. Это «На границе тучи ходят хмуро» и «Мы с конем по полю идем». Порепетировали и записали на камеру. Эти песни, надеюсь, мы увидим в фильме. Вот так и прошел этот день.

День двенадцатый

Доброе утро!

Сегодня идем до «Стрелки», а дальше по Каа-Хему, как получится.

Где-то на правом берегу Кызыл-Хема должна быть старая, покинутая деревня Янзели. Но искать ее не будем, потому что не хватает времени.

Сегодня «адмирал» Кулясов идет на нашем катамаране, поэтому команда с утра была занята «надрайкой» палубы, подкачкой баллонов, и естественно внешний вид членов экипажа был - приведен в надлежащий вид. Прокатили мы его очень хорошо, без всплесков, без водных ухабов, без качки, без валов. В общем, шли по берегу на чалке пока Кулясов оценивал ходовые качества экипажа и катамарана.

До «Стрелки» добрались быстро, как я уже говорил Кызыл-Хем бежит очень хорошо. Вода большая,- гораздо выше среднего уровня. Если в прошлом году (сплав по Балыктыг-Хему) на «Стрелке» был большущий пляж, то сейчас была полоска песка шириной 1 метр. Причалили и пошли смотреть место.

«Стрелка»

При слиянии р.Балыктыг-Хем и р.Кызыл-Хем получается р.Каа- Хем, т.е. Малый Енисей. Место и слияния носит название- «Стрелка». Место красивейшее, посещаемое всеми туристами- водниками. Три минуты вверх по тропе и вот мы на этом самом месте. Справа видим подобие телевизора с надписью «Клуб путешественников» Дальше стоит довольно высокий (3 метра) тур со всевозможными надписями и сувенирами. Туристы оставляют кто что: фонарики, удочки, пустые бутылки, поделки. Есть даже миниатюрный катамаран. Нашли прошлогоднюю свою надпись «Минусинск». Рядом с туром, на дереве, сооружен почтовый ящик. В нем лежат тетради, а в них записи всех тур групп побывавших здесь. Записи на разных языках, что говорит о популярности рек Тувы.

Дальше кострище и большой камень на котором водружен кажется, российский флаг. Мы сделали свою запись, из которой запомнилась следующая фраза: «Под деревом мы закопали бутылку водки». Под каким, мы не уточнили. Снялись на всевозможные кино и фотокамеры и пошли вниз, к своим судам.

Началась последняя фаза нашего похода - р.Каа-Хем.

В 2003 году я видел ниже «Стрелки», километров в четырех справа, большой водопад. Но тогда воды было слишком много, Туву топило. Сейчас от водопада осталась только темная полоска на скале. И в прошлом году его не было. Так что ребята не смогли полюбоваться еще одним чудом природы.

На ночевку встали недалеко за «водопадом». Место веселое, берег высокий. Стоянка почти стационарная, видно, что туристы часто здесь останавливаются. Кострище, бревнышки и т.д. Вокруг чистота и порядок.

Вверх по реке проехала моторная лодка. Ребята оживились. Оказывается это проехал их старый знакомец- егерь, лесничий из которого под «началом», сколько-то миллионов гектаров леса. Поужинали. Слышим идет мотор, значит подъезжает Женя. Евгений личность очень интересная...

Выучившись в лесном техникуме в Сарыг-Сепе, Женя получил под свое начало вышеозначенную территорию. Женат он на староверке, поэтому, как он выразился, сейчас старается соблюдать посты. Он не разговорчив. Оживился лишь тогда, когда речь зашла об охоте.

Сразу становится словоохотлив, рассказывает много интересного. О том, как он живет, говори немногословно, без интереса. Узнали мы от него и об отшельниках, ищущих «смысл жизни».

Беседа еще продолжалась, когда я побрел спать. В этот вечер мы не пели, хватило беседы.

День тринадцатый.

Проснулся пораньше, т. к я и Вова Наговицын дневальные. Запалили костер, принесли водички - варим лапшу с молоком.

У костра толпится проснувшийся немногочисленный народ. Боцман Олег подошел к палатке и загляну в нее... (Надо сказать, что в большой палатке, тоже были храпящие люди..)

... Так вот, Олег заглядывает в палатку и начинает «ржать».

Такого длительного, чистого, жизнерадостного смеха я не слышал никогда. Оказывается: Кулясов, который спал возле входа, с вечера или ночью взял длиннющую палку, чтобы «шевелить» храпящего, который спал в седине палатки. И так он за ночь поднаторел в этом занятии, что с закрытыми глазами, к утру, стал попадать точно в «цель». За этим человеколюбивым занятием и застал его Олег! Когда Олег просмеялся, и рассказал нам о причине столь радостного смеха, наступила наша очередь.

Подъем прошел успешно!

Вышли. Цель дойти до Байбальского порога. Это довольно далеко, но ничего не поделаешь- график.

Вова Наговицин после того, как не обнаружил вулкан, плавно переключился на экскурсию в монастырь, причем не в мужской, а в женский. Он стал одержим этой идеей и находясь в этой одержимости ему стали мерещиться женские монастыри за каждым поворотом. Пришлось запустить вперед Кулясова, дабы он «нашел» Вовкину мечту.

И вот мы на берегу в предвкушении экскурсии. Команда двинулись вперед за Наговицыным. Вовка прихватил свой «маленький» фотоаппарат, видимо решил провести фотосессию с монашками.

Я туда не пошел. Подумал, что «в чужой монастырь...». Возвращаются ребята за снастями. Типа там у них товарообмен с монашками: они нам продукты, а мы им снасти. Спрашиваю: «Где Вова?». Отвечают: «Исчез за воротами и общается с сестрами».

В общем, принесли ребята молока, луку, огурцов, творога. Молоко выпили сразу, остальное на ужин.

А Наговицин до вечера отвечал на «приколы» товарищей.

Прошли «Васильевский» порог. Погода отличная, загораем. Дошли до Ужепа, за ним встали на ночевку. Все меньше времени остается до завершения похода, поэтому засиделись допоздна с гитарой. Ничего, дома отоспимся.

P.S. До Байбальского порога не дошли километров 5.

День четырнадцатый.

Вышли часов в 9. Подошли к порогу. Причалили и пошли посмотреть на него. Все так же, как в прошлом году, только вал немного больше. Мы шли четвертыми. После первой ступени нас «почему-то» развернуло боком, но команда быстро поправила катамаран. Дальше все ок!

После порога мы пошли первыми, дабы указать место радонового источника. На сам источник сходить не удалось, некогда.

Дальше были еще пороги! «Шуйский», «Москва», «Каменушка».

И вот мы в Эржее. Настоящая цивилизация. Паромная переправа, магазин, клуб, почта и т.д. Причалили. Набежала местная ребятня и залюбовалась Диминой рыболовной безинерционной катушкой. Так как Дима оказался «мальчишкой» не жадным и уважающим детей, то он тут же обменял катушку на пакет помидор, не забыв предупредить юнца, что она (катушка) сломана. Пацан заверил, что у его папы золотые руки и ему ничего не будет стоить починить ее. На этом ударили по рукам! Пошли дальше...

«А солнце жарит, чтоб оно пропало». Строчки песни не выходят из головы, когда за «бортом» + 35С. Каа-Хем стоит практически. После Кызыл-Хема ориентиры на берегу, как бы замерли. Экипаж спит «натурально». Прилег и я позагорать. Бодрствует только Володя Наговицин. Наверное ищет опять, что-нибудь...(И на следующий день ведь найдет!)

Дальше ничего интересного, что бы заслуживало наше внимание. Видели катамараны москвичей, но диалог не завязался. «Здравствуйте», «Откуда?», а «куда» мы и сами знаем- в Сарыг-Сеп.

В 19.30 нашли подходящую для ночлега «косу». Поставили палатки, разожгли костер, сварили ужин. Это последняя наша вечерняя трапеза, в этом походе. Евгения отличилась! Из творога, лука, муки и еще чего-то, сварганила такие лепешки, что «ни словами сказать, ни пером описать». Вкуснотища!!!

Пели песни, прощались с тайгой!

И спать. Завтра будем дома!

День пятнадцатый.

Проснулся. Солнышко светит. Хорошо! Позавтракали. Кстати, завтрак прошел, как никогда организованно, потому что дежурный был сам адмирал. Строем получили пайку каши, по команде сели, по команде приступили к приему пищи. После, помыли посуду. Причем если раньше оставались одна-две чашки не мытые, что вызывало справедливый гнев дежурных, то в данной ситуации все тарелки были «вылизаны». Да, против власти не попрешь, а то еще запишут тебя в жидо-масоны!

Мы пошли первыми, т.к. выяснилось, что парни никогда до Сарыг-Сепа не ходили. А поворот в протоку там хитрый. В прошлом году мы его проскочили, потом тащили катамараны вверх по течению в Сарыг-Сеп. В общем, выяснилось, что хорошо помнит это место ваш покорный слуга.

Идем мы любуясь природой. Смотрим, на берегу группа людей (3 человека). При приближении выяснили пол людей- женщины! И тут Вова делает боевую стойку! Встав на раму катамарана, он показал всю свою силу, красоту, все свои зубы и кучеряжки! Тувинки обалдели! Увидев это, Вова тут же сел и взялся за весло. Мы поняли, что у Наговицына загорелся порох, в пороховницах!

Вова греб вперед, а мы гребли назад. Вова побеждал... Неизвестно, чем бы это дело закончилось, но вдруг заговорила рация. Кулясов интересовался:

«Почему мы так странно плывем?» Строгий голос начальника вывел Володю из состояния одержимости. Помахав мило ручками мы прошли мимо. И долго еще слышали тяжелые вздохи настоящего мужчины- Вовки Наговицына!

А вот и Сарыг-Сеп! Причалили, начали разбираться (разбирать катамараны). Ребята подходили по очереди, вытаскивались, развязывались. Шум, смех, веселье! День солнечный!

Переодевшись в цивилизованные костюмы: я, Женя, Слава и боцман, пошли в шоп-тур. Купили: сыру, колбасы, копченой грудинки, хлеба и кое-что попить. Расположились на бережку и славно закусили. Потом купались, загорали. Рядышком резвилась Сарыг-Сепская ребятня. Идиллия! Но все хорошее, когда-то заканчивается. Пошли наши «Газели». Привет Борис! загрузились. И поехали «на встречу новым приключениям».

Похода конец, лишь другого похода начало,

Нас скоро дорога- река позовет за собой!

P.S. Прошу прочитавших этот дневник людей не обижаться на автора. Ей Богу, я был искренен! Извините за некоторую фантазию! Извините, за некоторые неточности в хронологии и географии.

P.P.S. «Художника может обидеть всякий». Помни об этом- ТУРИСТ!