Компания Гуляевский порог

Покорение 2003 г.

E-mail Печать

С. Гаффаров

«Покорение» горной реки, как путь к духовному оздоровлению и самопознанию

Балыктыг-Хем  -  Каа-Хем 2003 год

Пролог

Начиная рассказ об этом путешествии, невольно ловлю себя на мысли, каким же я был наивным и беспечным в плане оценки силы, мощи рек и своих возможностей, а равно и возможности окружающих меня людей в просторечии называемых себя туристами.

До этого похода мной были пройдены такие реки, как Оя (три раза), Большой Абакан и Кантегир. Как вы понимаете (и я сейчас понимаю это, как никогда) опыт был «большой». Вот примерно с этим «опытом» я и заявился на первое собрание, перед походом, проходящем, как обычно, в городе Абакане. Познакомившись с новыми друзьями, попытался принять активное участие в обсуждении похода. Это участие заключалось в основном «что взять с собой побольше…» Бросив взгляд на близстоящую скамейку, увидел В.Н. Логачева, увлеченно рассматривающего какие-то листки. Заинтересовавшись сим предметом, выяснил, что это лоция, а также отчет московской группы, прошедшей по этому маршруту в 1976 году.

Лоция была отличная (впоследствии я ее «выцыганил» у А.А. Мельникова)! В масштабе 1:1000! были показаны все пороги; каждый камушек, каждый слив. Направление течения, а также оптимальный путь прохождения препятствий. Помню фразу дяди Васи: «Да, Серега, это тебе не Кантегир!». Фраза запомнилась, но я ей не внял. Точнее, я понимал, что река намного серьезнее Кантегира, но не понимал насколько, ибо человек, такое существо, точнее так устроен его мозг, что он все познает в сравнении. Если бы нас, меня в частности, просветили люди бывавшие на этом маршруте, я  бы наверное, что-то понял. Но люди молчали (и правильно делали!), а о своей «юной» беспечности я уже сказал выше. А «сигналы» были и я их видел и слышал по центральному телевиденью. Дело в том, что в 2003 году в Тыве был необыкновенный паводок. Водохранилище было полнехонько, а вода из тайги, как водится поступала в неограниченном количестве, потому как в верховьях рек шли проливные дожди. Город Кызыл был на грани затопления и вода падать не «собиралась», но эта информация в то время прошла мимо моих ушей, - наивных и беспечных ушей…

Ну вот – утрясли все организационные вопросы, все обговорили… Оставалось только ждать 02.08.2003 – даты старта этого похода.

02.08.2003

Забрали меня из Минусинска часа в 2 дня. Немного поздновато, потому что в Кызыл мы попадали ночью. Ну, ничего, ночью, так ночью…

И действительно, где- то в час, уже новых суток, прибыли в гостеприимный город Кызыл. Он встретил нас яркими огнями рекламы, множеством гуляющих людей, т. к. был общероссийский праздник – День Воздушно- десантных войск, и общим радушием! На ближайшей автостоянке позвонили людям, которые должны были заниматься дальнейшей нашей заброской. Они сказали, как дальше доехать до них, и через двадцать минут мы были у цели.

Вышел человек, как оказалось тот, кто нам нужен и мы поехали на окраину Кызыла, на какую-то автостанцию, чтобы на ней заночевать.

Автостанция – автосервис находится в частном владении. На ней есть местный сторож, поэтому на ночевку мы устроились со всеми удобствами.

Быстренько поужинали, выпили по 200 граммов водки и пошли спать. Расстелив коврики на полу, залезли в спальники и баю-бай.

03.08.2003

Проснулись, чего-то поели и вышли обозреть территорию, что нас так гостеприимно приютила на ночь. Площадь занимаемая автосервисом довольно большая. Само строение занимает 1/3, на остальной территории стоят всевозможные машины в разной комплектации. Есть даже раритетные экземпляры.

Одну из таких машин опознал Олег Николаевич, говорит: «На такой мой отец работал»…

Но надо чем-то заняться, потому как Газ-66, на котором нам предстояло ехать, подойдет часа в 2 дня. Нашли занятие: стали шкурить палочки к катамаранам, взятые нами предусмотрительно из дома, потому что в высокогорье растет одна лиственница.

Понемногу сближаемся, знакомимся с новыми людьми. Один из таких новых знакомых – Серега Глухов. Веселый «раздолбай», очень музыкальный, знающий английский язык практически в совершенстве. На третий день мы с ним лихо распевали, точнее я играл, а он пел, песню из к/ф «Серенада солнечной долины» - «Chattanooga Choo-Choo». Кстати, Серега и взялся вести дневник похода, выдержки из которого будут приведены здесь, в этих, так сказать, мемуарах, точнее, в воспоминаниях.

Назову поименно всех участников похода:

1. Мельников А.А. – начальник похода;

6. Юнгблюд В. – он же боцман-завхоз;

7. Глухов Сергей – как уже было сказано – веселый парень-новичок;

8. Медведев А – опытный турист;

9. Ананченко Влад – наш человек!

10. Желтобрюхов Е.М. – доцент!

11. Ларионов С.Г. – доцент!

12. Гаффаров Сергей – не доцент!

… Так вот, подошел Газ -66. Мы загрузились, заехали в Кызыльское МЧС, зарегистрировались и поехали прямехонько на юг.

Из дневника Глухова С.:

«Начался наш поход в горной части Республики Тыва, километрах в 500 от Кызыла, куда нас доставил в своем кузове по бездорожью «супер -комфортабельный» Газ-66, набитый до отказа рюкзаками и туристами. Все бы ничего, да вот кондиционер в будке кузова не предусмотрен, да и окна как-то забыли прорезать. Так что каждая остановка по нужде расширяла наши географические познания. Периодически, по очереди, вываливаясь в люк, нашему взору открывалась сначала степь бескрайняя, потом тайга дремучая, правда сильно пострадавшая от пожаров… Лес закончился на высоте 2000 метров над уровнем моря, а  дальше только горы, лучше которых, как сказал великий Высоцкий, могут быть только они сами. Таким образом, за пару световых дней мы добрались почти до самой монгольской границы.

Грех радоваться, конечно, но я так благодарен был нашему транспортному средству за то, что у него время от времени рвался гидрошланг. Поэтому у нас выдавалась великолепная возможность уходить в горы, пока шофер с ассистентом чинит «старушку».

Однажды мы сломались прямо на леднике…»

Да, скажу я вам – это было фееричное зрелище.

Видели когда-нибудь по телевизору передачу об айсбергах? В солнечный день лед играет всеми цветами радуги, сверкает, переливается… Кажется возьмешь в руки кусочек и он одарит тебя теплом солнца, свежестью неба да и просто радостью осознания того, что держишь в руках драгоценный камень. Говорят, что можно часами глядеть в звездное небо и на огонь. Так вот, я утверждаю, что лед в солнечный день не менее прекрасен и также радует глаз, как король Северного неба – Сириус!

Из дневника Глухова С.:

«… вверх по ручью мы вышли к поистине сказочному горному озеру. Оно было образовано на месте кратера древнейшего вулкана, которому никогда уже не проснуться, (Как знать… – прим. автора), а о его присутствии свидетельствует четко выраженная круглая форма водоема. Даже по приезду домой (А слава Богу вернулись все! – прим. автора) было видно, что горы необычайного фиолетового цвета, и хотелось думать, что именно зеркало этого озера является центром Планеты…»

Но это все происходило четвертого августа, третьего, доехав до сероводородного источника, мы остановились на ночлег.

04.08.2003

На утро прогулялись к источнику, осмотрели сие священное для каждого тувинца место… Серега Глухов даже испил воды, мы не стали – хватило запаха. Аборигены на источнике лечатся и здоровеют прямо на глазах. Серега тоже здоровел, но где-то в отдалении…

Поехали. Через 20 минут увидели еще одну достопримечательность – драгу… Кошмар!, что делают с природой золотодобытчики. Я понимаю, что стране нужно золото, но такой ценой!?.. Ведь через 50 лет такой добычи НИЧЕГО НЕ БУДЕТ вокруг…

В общем, там где работает драга нет ни травинки, ни деревца, ни кустика, ни, естественно, какой-либо живности в воде. Мы попали, как будто на Луну. У меня родились такие вот неказистые стишата:

Унылая картина,

Природа терпит крах.

Все драга превратила

В Луны седой пейзаж…

Из дневника Глухова С.:

«Четвертого августа навстречу нам попался грузовик  МЧС (Камаз –прим. автора), доставивший чешских водников на маршрут. Новости, которые нам сообщил сотрудник данного ведомства не очень-то радовали.  Вода была такой большой, что наш ГАЗик вряд ли бы добрался до места без приключений на свой задний бампер.

А пива уже купить было негде. К вечеру мы добрались до верховья реки Балыктыг-Хем и одурманенные таежным воздухом и несказанной красотой местной природы, остановились на ночлег…»

Место было действительно симпатичное. Мы на правом берегу, а на левом – высоченная скала-утес, вырастающая над нами из воды. Галечный берег, за ним узкая полоска песка шириной 3-4 метра, а дальше величественный лиственничный лес…

Полноценный ужин, ожидание такова же ночлега в палатке, друзья… Все это настроило часть людей на лирический лад, и эти люди (и ваш покорный слуга в том числе) просидели с гитарой до трех часов ночи…

05.08.2003

Из дневника Глухова С.:

«…Рано утром мы начали сборку наших «боевых» судов. Никто и не предполагал, что одно из них позже чуть не превратилось в «субмарину».

На данном этапе река была лазурно-голубой, не шире метров десяти - пятнадцати. И невозможно было поверить в то, что именно здесь начинается Величайшая река нашей Родины.

В 12:30 отплыли, и сразу не обошлось без приключений. О.Н. Чертков, опытнейший водник, решил проверить слаженность своего экипажа и провел свой катамаран под нависающим бревном – «расческой». Влад Ананченко – хозяин судна и классный энергичный турист, каким-то образом не успел пригнуться… и чуть не получил бревном в лоб. Прикрывшись руками он избежал пластической операции в будущем, но весьма успешно очутился в ледяной воде и скрылся в лазурной струе. Мы все не на шутку испугались потому как появился на поверхность он не сразу.

Урок 1. Всегда одевай спасжилет…»

Идем по очень красивым местам. Скалы какого-то необычайного цвета, зеленые альпийские луга, солнце, иногда заходящее за случайно пролетающую тучку, водичка, святящаяся в дали белыми барашками… Красота! Володя Юнгблюд оказался профессиональным фотографом и очень хорошо снимал всю эту первозданную красоту. Смотрю на эти фотографии по прошествии семи лет и не перестаю восхищаться живописными местами южной Тывы.

Но ночевку встали на правом берегу Балыктыг-Хема. Натянули тент. Поужинали и  пошли спать, обсудив перед сном первый день сплава…

06.08.2003

Проснулись. Накрапывает дождик. Пасмурно. Вышли. Идем, «дубеем». Ближе к обеду нагнали чехов. Остановились дабы познакомиться. Люди хорошие. С ними плывет переводчица и милиционер из Кызыла. У милиционера пистолет (ПМ), идет с ними для охраны. Разговорились.

Влад быстрее всех «скорешился» с чехами (а они ремонтировали «Матильду») и они предложили ему водки… Влад, естественно, выпил и тут же предложил им «от нашего стола» «кружечку» спирта, т.к. мы в поход водку не берем – лишний вес нам не нужен. А переводчица была где-то вдалеке, а Влад по-чешски ни бум-бум. Ну, чех и жахнул эту кружечку, после чего проникся глубоким уважением к сибирякам (глаза, правда, у него вылезли из орбит). Когда мы отплыли, он долго стоял на берегу, показывая нам большой палец, что на международном языке жестов означает – молодцы, хорошо, так держать!

Часа через два увидели на левом берегу два каких-то сарая, а рядом двух человек неопределенного пола. Естественно причаливать мы не стали, но две фигуры рванули за нами по берегу, призывно взмахивая руками и что-то крича… Пришлось остановиться. Оказалось это две женщины довольно молодого возраста, но «почему-то» не мытые, хотя река рядом. Одна довольно сносно изъяснялась по-русски. В разговоре выяснилось, что мужчины где-то пасут скот, а возможно на охоте; что их обокрали ворюги из Кунгуртука; дома (в сараях) у них малые дети. Дали им пакет конфет, после чего распрощались…

Плыл и думал: судьба распорядилась человеком, и он живет, не зная другой жизни, кроме забитого существования и слепого подчинения мужчине. А наши эмансипированные женщины… Да и не только женщины, просто люди – заняты тем, как бы добыть побольше денег и купить «поддельную китайскую вазу». Да, парадоксален мир!

Опять плывем, испытывая свой организм на сопротивление холоду. Мой непромокаемый костюм, купленный накануне в Абакане, порвался, где только можно. Стоил он 300 рублей («не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»). Что интересно, такие же костюмы купили многие участники похода. Штаны мои (от этого костюма) порвались при первом же прыжке (посадке) на катамаран. Лихо я проделывал этот номер, пока не приобрел себе такую «хорошую» обновку. В последствии я стал садиться на катамаран по «человечески». Хорошо, что у нас было с собой отличное изобретение человечества – скотч! Пришлось натурально обмотаться им, но теплее не стало.

Когда уже зуб на зуб не попадал, остановились на ночлег на левом берегу, вблизи Кунгуртука. Поужинали и тихо, как мыши, легли спать.

07.08.2003

Вышли часов в девять утра. Балыктыг-Хем принял вид равнинной реки, правда, с частыми петлями. Часов в одиннадцать, по нашим прикидкам, мы проплыли мимо Кунгуртука. И тут же увидели несколько туристов на левом берегу. Причем коллектив у них был смешанный. Сами они из Екатеринбурга. Спросили, откуда мы, и тут же пожаловались, что их ночью обокрали. Это еще раз подтвердило правильность нашего решения идти к истоку Балыктыг-Хема.

Сразу за Кунгуртуком начинаются «тиши». Река практически  «встает», течения никакого, остаются только весла, да могучие руки и плечи туристов. Хорошо хоть день выдался солнечный. И вот так, шлепая веслами, мы «дошлепали» до правого притока Балыктыг-Хема  - Сарыг-Эра.

Из дневника Глухова С.:

«… Подплывая к тому месту, где Сарыг-Эр впадает в Балыктыг-Хем, река пошла быстрее, и мы приложили порядочное усилие, чтобы войти против течения в чистый, как слеза, Сарыг-Эр. Разница между водами двух рек была разительнейшая. Балыктыг-Хем нес мутные воды дождевых стоков и являл собой совсем не то, чем был у своих истоков. Воду, по началу, и пить-то было страшно (это новичкам! – прим. автора), но затем, заглянув в кружку, становится видно, что все не так уж и плохо. Взвесь песка отстаивается – можно пить.

Встав на отдых, мы были рады встретить группу мужиков-шахтеров из Междуреченска. Каждый шахтер подходит под классическое описание горняка. Их возраст не имеет значения (был там и пацан лет двенадцати, и дед), все они были очень разные и удивительно похожие друг на друга. Задубевшая и заветренная кожа их лиц, впитавшая в себя ни один килограмм угольной пыли, поразительно огромные руки, в которых отбойный молоток казался их естественным продолжением, и желание «оторваться» по полной программе – все это характеризовало добытчиков «черного золота».

Немного огорчал дождь, который лил все две недели и вода поднималась больше чем на метр. И это было не очень приятно, ибо скрыв мелкие преграды и уменьшив шансы сесть на какой-нибудь камень, сильно увеличивало силу напора воды, ее скорость и нежелание «идти» на какие-то компромиссы.

Вспомнилась история, рассказанная другими ребятами из Кузбасса, которых мы встретили позже. Как в один из походов, на этой же реке, их плот выкинуло на огромный камень, на который они все чудом смогли взгромоздиться. Как зайцы в половодье, а «Мазай» на катамаране двойке, точнее два «Мазая», сняли их оттуда, и  двенадцать человек, на двухместном суденышке, продолжили свой путь к «душевному оздоровлению». Иначе это не назовешь…»

Эта ночь выдалась у нас бурной… Поужинав и приняв на грудь по несколько граммов, мы взяли в руки гитару… После чего тут же были приглашены шахтерами к ихнему столу… Гусь жареный, хариус соленый, спирт чистый….

Разошлись в три тридцать утра!

08.08.2003

Из дневника Глухова С.:

«… Поход у нас был практически безалкогольным. А до серьезных порогов наш капитан и руководитель похода – А.А. Мельников употребление вино-водочной продукции вообще запретил. Сам не знаю, как у него за ужином в похлебке ложки три перца оказалось. Духи горные соврать не дадут – чист я. Но факт «шефовредительства» был зафиксирован всеми. А ложки три, или не три – точно не знаю (Знаешь-знаешь – прим. автора)…»

Ода шефу похода

Восславить шефа может только ода,

О доброте и мудрости сказать,

А если б спирта был «накат» свободный?

Но ни к чему об этом нам мечтать.

И как тепло становится на сердце,

Когда тебя немного пожурят…

Обсыпь всю голову и весь покройся пеплом

Тогда погладят и тебя простят.

Устроили себе дневку, дабы отдохнуть перед всеми каскадами порогов. Люди рыбачили, готовили катамараны, просто ничего не делали.

На катамараны поставили дополнительные прожилины по диагонали, чтобы рама была крепкая и в то же время гибкая.

Вот собственно и все…

09.08.2003

Из дневника Глухова С.:

«… На утро, девятого августа, срываемся – впереди первый каскад – Лестница.

От слияния Балыктыг-Хема и Сарыг –Эра плывем (идем – прим. автора) один час двадцать минут и входим в каскад порогов «Лестница». Протяженность шесть километров; ходовое время двадцать восемь минут. Каскад включает в себя 10 порогов.

Проходим каскад по очень высокой воде. Все пороги скрыты. Переход от ступени к ступени заметить практически невозможно…»

Я был слегка разочарован Балыктыг-Хемом, пройдя по каскаду «Лестница». И уже чувствовал какое-то смутное ощущение тревоги, хотя и не понимал всю его глубину. Иногда, бросив взгляд на Олега Николаевича, я замечал, что он сосредоточен и думает какую-то «думу».

Из дневника Глухова С.:

«… В радость новичку (мне) уровень сложности реки увеличивается постепенно!.. в конце прямого участка появилась остроконечная конусообразная гора – признак начала Мельзейских порогов…»

Встали на ночлег рядом со старыми знакомыми – екатеренбуржцами. Наш мужской коллектив начал усиленно намываться, т.е. мыть голову, чистить зубы, - хорошо хоть дело до бритья не дошло. Возможно, желанье помыться и родилось у них еще в Кызыле и просто так совпало, что рядом были женщины из града Екатерины, но факт остается фактом!

Вдруг, как-то сам собой возник праздничный ужин (сервировку стола вы видели в фильме), старший дает «добро» на спирт, и сам активно участвует в этом (наверное, перец возымел действие), в общем, когда женщина рядом – мужчина становится слегка неадекватен! Ей Богу, не вру! Сам видел!

И ведь ОНИ пришли! Мужики тут же подпрыгнули и начали наперебой предлагать место, каждый изощрялся в красноречии, напуская на себя некоторую вальяжность (я – нет! Играл на гитаре и пел, некогда было. И потом, я примерный семьянин).

В общем мужики были самими собою. Ну что, попели и спать пошли, проводив девчонок.

P.S. С Владом решили, что спирту взяли мало.

10.08.2003

Из дневника Глухова С.:

«… Каскад Мельзейских порогов считается одним из сложнейших мест на Балыктыг-Хеме. Самые сложные 1, 3, 13, 19, 22 (Это глазами новичка – первопроходца. А так – «все в мире относительно», Серега! – прим. автора). Идя по большой воде, однако, на меня произвели впечатление только 19 и 22 (22 порог имеет собственное имя – порог Чибисова - прим. автора).

Подойдя к 19 порогу, мы остановились метров за восемьдесят – сто до него и отправились на разведку. На нашу удачу прямо перед нами порог проходили чехи на «Матильде», четырех- и двухместных катамаранах. «Матильда», как огромная галера скатилась с водослива и встала на страховку своих и наших метров на 100 ниже по течению.

Четверка, проходя девятнадцатый порог, не набрала положительной скорости и катамаран потащило влево, где во время падения воды катамаран поставило поперек течения и передний правый гребец сорвался в бушующий поток. Спасло только чудо! Ударившись об огромный камень, он вернулся на прежнее место, и дальше они шли спиной вперед. Двойка прошла нормально. Следом пошли мы.

Первый катамаран - Олег Николаевич, Влад, Логачевы А. и С.- прошли очень красиво и ловко! Второй катамаран – Мельников А.А., Юнгблюд В., Медведев А и я – прошли тоже хорошо! Третий катамаран – Ларионов С., Желтобрюхов Е., Логачев В.Н. и Серега Гаффаров – шли здорово, под почти  цензурные команды капитана. Кстати, мне выдалось плыть с ними позже. Должен заметить: данный сугубо индивидуальный и в то же время ласковый подход, типа: «Нос на вал, твою мать!,- способствовал эффективной гребле команды…»

После прохождения девятнадцатого порога адреналин наконец-то вдарил в кровь. Сразу стало теплее, веселее, бодрее!

После пятнадцатиминутного отдыха, состоящего из стояния на берегу, курения и обсуждения девятнадцатого порога, пошли на двадцать второй. Нет, двадцатый и двадцать первый тоже были, но столь незначительное по сравнению с девятнадцатым и двадцать вторым, что … В общем, идем мы, большой бон оставляем слева и дальше прямо.  Казалось бы!.. А впереди, в струе, оказывается, обливной «зуб». Когда увидели его было поздно… Что успели, так это уйти влево, но моей гондолой наехали на сей зубок. Представьте: левая гондола, на которой сидит Ларионов, где-то внизу, а я наверху. Думаю: еще секунда такого положения и я свалюсь на Сергея Геннадьевича. Слава Богу! Стащило с камня. Дядя Вася потерял весло, а нас крутануло раза три под камнем и «выплюнуло» на тактический простор.

Дальше вплоть до тридцатого, то есть до окончания каскада ничего интересного. Балыктыг-Хем широк, как «море»,  так что все валы благополучно обошли. Встали на ночевку на правом притоке, носящем название Мельзей. Его именем назван и каскад, который мы столь успешно «штурманули».

11.08.2003

На следующее утро подъем был поздний. Позавтракали и большинство из нас пошли рыбачить, благо была объявлена дневка. Я, «прошарахавшись» по тайге с удочкой до обеда, вернулся в лагерь, где и занялся лоцией. Причиной столь тщательного изучения был «зуб», на который наш катамаран наехал в пороге Чибисова. Рассматривая карты начал для себя создавать в голове «подобие» каскада «Щёки», пусть примитивное, но все же «подобие». Но из-за отсутствия опыта я все еще не представлял, что нас там ждет.

Рядом с нами стояла группа из Кемерово, кажется. Они рассказали, что двумя неделями ранее, по Щекам шла группа из Новокузнецка. Результат – трое погибших…

.. Шли они на ПСНе (плот спасательный, надувной), … а зачем, если у тебя непотопляемое судно одевать спасжилет? Вот они и не одели… Их сбросило в бочку, плот сложило, затем выкинуло вверх… Трое человек оказались за бортом…

Урок 2. Если в жизни мы  не хотим учиться на чужих ошибках, то на реке это необходимо! Здоровее будешь…

Из дневника Глухова С.:

«…11 августа была дневка. Мы рыбачили, отдыхали. В минутах двадцати хода от лагеря хариус клевал здорово, а по склону было огромное количество кызыргана (черная кислица), кислицы, смородины черной, даже белой, брусники, боярки…»

Подошли чехи. Им вообще нравится Сибирь. Были они в Канаде… И вот где-то в глуши решили запустить ракету (в смысле стрельнуть из ракетницы). Осуществили это. Через пять минут из кустов вышел шериф и оштрафовал их на кругленькую сумму. «А у вас, - говорят – глухомань…»

Вечером мы пожарили рыбы. Вкуснее ничего не едал! Причем это было первый раз за все походы. С тех пор и таскаем противень в тайгу. Мельников А.А. показал, как быстро жарить грибы. Берешь банку из под тушенки с остатками жира и грибы. Закладываешь это все в близлежащий костер… Готово!

Поздно вечером, когда мы уже спали, к мужикам в гости пришли дамы из Екатеринбурга. Увидев, что бивак давно покинут, оставили записку мужикам типа: «Колоратурно храпите». Не повезло мужчинам!

12.08.2003

Вышли утром. Сегодня идем до Щёк. Впереди затяжной, спокойный участок длительностью «до вечера». Из примечательных моментов это – остановка на левом берегу у селения староверов. У них, как я понял, есть для жизни все, кроме ненужного им телевизора и СМИ. Есть даже спутниковый телефон. Поговорили с ними. Они не советовали соваться в Щёки по такой воде, что даже у них рыба не клюет. Дети смотрят на нас (не могу подобрать слова) нелюдимо, что ли. От шоколада и конфет отказались. Точнее отказались за них взрослые. Для чехов у них запланирована баня, где-то отдельно стоящая. Если б договорились заранее, то и нам можно было бы.

Да, до этого селения я увидел дяди Васино весло, тихо плывущее возле берега. Поймали его – дядя Вася возликовал и на радостях пообещал мне бутылку коньяку, но в Кызыле.

Из дневника Глухова С.:

«… Смогли догнать ускользнувшее весло. Главное его догнать до селения староверов, так как у них, что река подарила, то мое. Подарки, так сказать, не отдарки. А вот украсть (упаси, Господи) – никогда ничего не скомуниздят. Мораль, однако!..»

Отплыв километров пять, встали на ночевку на левом берегу.

13.08.2003

Из дневника Глухова С.:

«… Переночевав с двенадцатого на тринадцатое августа в симпатичном местечке, с утра срываемся и плывем до отрезка «Щёки». На реке щёками зовется тот участок водного маршрута, где она с двух сторон зажата высокими отвесными скалами (проще говоря – каньон – прим. автора). Обычно вода в таком коридоре течет быстрее, так как русло, как правило, сужается, а скорость и напор за счет этого увеличивается. Говорил мужик с МЧС, что будет «весело» в «Щёках», а «вообще-то там в большую воду делать нечего» и был прав – «весело» было, но не всегда.

Напомню, уровень воды в Балыктыг-Хеме был более, чем на один метр выше обычного (много больше – прим. автора). Короче «попали мы», как говорит самый юный участник похода Серега Логачев, в то время – абитуриент ВУЗа, «не по-детски». И точнее этого не скажешь. Сложность прохождения «Щёк» еще в том, что разведка на семикилометровом участке очень сильно затруднена. Но адреналин кипел, автобус должен был подойти к определенному времени, а мы и так шли с опоздание на один день из-за того, что начали путешествие километров на сто дальше запланированного.

Наш катамаран под руководством А.А. Мельникова начал прохождение первым. Мы едва успевали заплывать вперед для того, чтобы успеть снять видео, как проходят другие мужики. После одной - двух остановок мы уже не могли, да и нужды не было догонять наших друзей.

Первым на участке был катамаран самого опытного капитана, проходившего Балыктыг-Хем раз пять – О.Н. Черткова. Следом за ними шел катамаран под руководством С.Г. Ларионова. Потом мы.

«Ты неси меня, река…» - проносилось в башке, когда мы выныривали и снова скрывались в двухметровых волнах. Грязный поток нес нас черт знает куда. Впереди было только видно, как ныряет и выныривает катамаран Ларионова. В ситуациях попроще А.В. Медведев, сидевший на нашем катамаране впереди, от меня слева, бывало шутил: «Ну что, подмыло?» Но сейчас чего-то не шутилось… Даже и до «Щёк» бывало так накроет, что фотоаппарат, который я наивно прятал от воды под майкой, был мокрый, не говоря уже о том, что происходило сейчас…

… И вот только капитан успел спрятать камеру в гидромешок и убрать в безопасное место, произошло нечто такое, что заставило меня взглянуть на жизнь другими глазами…»

При воде ниже средней перед входом в «Щёки» есть шивера, протяженностью километра полтора. Сейчас ее не было… Мы шли вторыми. Первую веху прошли нормально и остановились отдохнуть «у хохла».  «Хохол» - это, вырезанное из остатков дерева (высокий, метра полтора – два, пень) кем-то из туристов, «изваяние» украинца. С трубкой, с усами – художественное произведение! Симпатично смотрится. Покурив минут пятнадцать, пошли дальше. Первый Олег Николаевич, потом мы, следом экипаж Мельникова А.А.. Впереди еще шесть порогов. А сейчас шли по шивере, где вал был хорошим, метра полтора – два. И вот, когда мы залезли в первый порог, события начали меняться как в калейдоскопе. Я реально не помню, как мы прошли этот «дерибас». Помню, как в девятом или десятом пороге, моя гондола свалилась в бочку и я вылетел из седла… Хорошо, что инстинктивно, свободной левой рукой (в правой весло) схватился за боковую шнуровку рюкзака средним пальцем (это все происходило под водой, точнее под пеной). Через секунду, не знаю как, опять оказался в «седле». Голова показалась на поверхности, успел крикнуть: «Вперед!», и опять погрузился в воду… Спасибо Женьке и Васе, выгреблись.

Идем дальше, вода спокойная, порогов нет, и мы поняли, что  «Щёки» остались за спиной. В первое же улово мы встали. И как «гром среди ясного неба» мимо нас проплыла одна гондола…

Из дневника Глухова С.:

«… Наш катамаран приблизился к такому участку воды, где ничего не предвещало неприятностей и только метров за десять – пятнадцать (а для судна на течении – это нисколько) стало видно, что дальше водосброс с огромной пенной бочкой прямо под ним. Последнее, что я слышал, был крик Володи Юнгблюда, сидевшего слева от меня на корме: «Е… твою мать!», а дальше… Дальше я почувствовал, как бушующий поток сбросил меня с гондолы, на которой я сидел, тщетно пытаясь удержаться в стременах. Когда я уже кувыркался через голову в нескольких метрах под водой, уже без каски, которую у меня сорвало мощным потоком, у меняв голове вертелось одно: «Да ну нафиг! Этого не может быть! Потому что не может быть никогда! Где-то с кем-то, но не здесь и не сейчас!».

А ситуация была хреновой. Открыв глаза, я не видел ничего, кроме пены. Дышать становилось уже нечем. А спасжилет с двумя отдельными камерами и привязанной на спине подушкой «вытаскивать» не хотел. Дело в том, что плотность водяной пены очень низкая, чуть выше того же воздуха в спасжилете, а потому поплавка из меня что-то не получалось, все больше – грузило.

Благодаря проведенному инструктажу я не переставал работать руками и ногами, но река не отпускала…

И тут я увидел своего двухлетнего сынишку и понял, что я не имею права сдохнуть в этой пучине. У меня просто нет на это права. Еще немного и легкие спазматически вдохнули. Вдохнул я воды, но  благо у самой поверхности и тут же начал грести изо всех сил. Немного придя в себя, понял, что гребу против течения. А на то, откуда меня только что «выплюнуло» смотреть не хотелось.

Река с ревом неслась вниз…

Понимая, что паника самый страшный враг в такой ситуации, я все еще задыхаясь, так как вдохнуть из-за спазма не получалось, развернулся, поймал проплывающее весло и плащ. С веслом плыть оказалось легче. Помню, я что-то кричал невнятное. С криком из бронх вылетала вода и получилось вдохнуть. Вот тут-то я и загнул по батюшке, да по матушке. Осознание того, что если я сам себя слышу, то пока еще жив, дало сил и надежду, и я увидел впереди катамаран Ларионова…»

Увидев проплывающую гондолу и одновременно с ней крик: «Мужики, авария!», мы сразу вышли на течение. Катамаран Олега Николаевича стоял на мысу, в улове, мы были метров на пятьдесят выше. На течении стоять очень сложно. Гребешь, гребешь, а тебя все равно сносит вниз. Поэтому мы опять пошли в улово. В это время проплыли Сан Саныч и Володя. Поймал их Олег Николаевич. Сан Саныч крикнул нам, чтоб мы ловили Серегу и Лешу. Услышав сильный рев-крик, увидели Серегу. Вышли. Залезть на катамаран он не смог. Сил уже у него не было. Пошли к берегу. В это время проплыл Леха. Я ему крикнул, что надо терпеть и плыть на катамаран Олега Николаевича. Он внял.

Из дневника Глухова С.:

«…Я видел, как мужики с катамарана Ларионова пытались прийти мне на помощь. Каким-то чудом они вышли на течение, и я смог ухватиться за деревянную раму на носу судна, оставаясь под катамараном. Дядя Вася забросил мою ногу на раму, у самого сил уже не осталось, и мы пошли к берегу. Место «высадки» радовало и не очень. Дядя Вася не кричал, а именно орал: «Табань! Там острые камни. Серегу проткнем!». Не проткнули. Я выполз на берег, встать на ноги чего-то не получалось. Холодно не было. Были проблемы посерьезнее. «Замерзнуть забыл»,- как сказали мои спасители, низкий им поклон…»

На этом дневник заканчивается. К сведенью, Серега, в Сарыг – Сепе уже, обеспечил всех пивом, а более крепкие напитки он купил в Кызыле. Что ж – спасибо ему!

А пока мы «дунули» догонять гондолы, которые проплыли в сторону Кызыла. Догнали их километра через три. Причалили к левому берегу. Привязали гондолы «посередь» катамарана. Начальник достал фляжку с коньяком (перец в чашке возымел действие!), и все чуток согрелись. Берег был очень крутой, поэтому поплыли на правый, так как там было место для ремонта и ландшафт поположе. В этот вечер мы выпили и, несмотря на дождь, пели песни…

14.08.2003.

На следующий день, до обеда занимались ремонтом катамарана. Осмотрели и свое судно: две-три петли выдраны с корнем, кое-где разошлись швы, а так – ничего. На помощь пришел скотч. Подмотали, замотали, залатали… Вроде ничего. Додюжит до конца похода.

Вышли. Через 10 минут  на правом берегу на огромной стене мы увидели водопад. Красивое зрелище! Потом я был на этом маршруте два или три раза, больше водопада не было. Как память о нем осталась черная полоска на стене.

Часов в семь вечера подошли к Васильевскому порогу. Вал в нем был «не хилый». Посмотрели и двумя катамаранами прошли его. Третий, аварийный, прошел по протоке.

За порогом и заночевали…

15.08.2003

Читатели дневника! – я буду сейчас краток, ибо описывал географию и лоцию этой части Каа-Хема в своих последующих путешествиях.

Вышли утром. Часам к пяти вечера оказались перед Байбальским порогом. Посмотрели его... Я такова длинного порога еще не видел. Решили: идти ближе к левому берегу, а перед последней вехой сместиться ближе к центру, оставив огромный камень слева по  борту. Как говорится: человек предполагает, а Бог располагает. Первый катамаран пошел, но его стащило к центру. Но все удачно. Вторые пошли мы.

Я сразу почувствовал, что нас струя затягивает к центру, на самые мощные валы. Поняв, что сопротивляясь струе, у нас просто-напросто может не хватить сил (длина порога восемьсот – тысяча метров), пошли прямо, по центру. Красота!  Правда это ощущение возникло после того как… А пока гребли и гребли. Причем, если мы с Сергеем Геннадьевичем, сидя на корме, хоть на секунду отдыхали, поправляя катамаран, то носовые работали на все сто процентов. За порогом сразу шивера, а надо вставать на страховку, а мы не можем найти место, где можно было бы «притулиться». Все берега залиты водой. Наконец встали. Стоим, держим катамаран, чтоб не уплыл и дико хохочем. Руки у все, как плети… До того устали.

И вот прошел катамаран Мельникова А.А., за ним сразу и мы. Цель: радоновый источник!

Через двадцать минут достигли цели. Сбегали на источник, попели песни, поужинали и спать…

Нам никогда не крикнуть «SOS»,

Набор продуктов броский.

У нас в команде не завхоз,

А просто кот Матроскин!

Да, Володя Юнгблюд подошел к своим обязанностям со всей ответственностью. Недостатка в чем-либо мы не испытывали.

16.08.2003

Попрощавшись с радоновым источником, с гостеприимной стоянкой, пошли на последние пороги. Пороги были так себе, по сравнению с теми, откуда мы благополучно вернулись. «Москва» и «Каменушка» остались за спиной, и вот мы дошли до Ужепа. Заходить в селение не стали, пошли дальше. Теперь, после столь бурного плаванья, было время подумать о вечном. Напевая про себя песню группы «Любэ» - «Станция Таганская», сами собой переделались стишки:

I куплет:

Песни хриплым голосом

Дикие поем…

Припев:

А мы гуляем, себя сплавляем

По реке Каа-Хем, что Тува зовет

К выходу на плес...

Припев:

Тот же.

Соединились тремя катамаранами, и пошел дежурный «треп». Так и шли до вечера. Остановились на ночлег на каком-то острове. Затащили катамараны под прикрытие леса, так как Сарыг-Сеп в тридцати минутах. Пошли разведать окрестности и обнаружили на другой стороне, в смысле за протокой, массу веселящихся аборигенов. Какой-то у них был национальный праздник с катанием на лошадях, с криками, с водкой.

Поужинали и решили дежурить по очереди всю ночь.

17.08.2003

Рано утром решили разобрать один катамаран и на двух дойти до Сарыг-Сепа. Выбор пал на аварийное судно. Ребята сели по центру гондол, и пошли мы к финишу.

И вот долгожданный финал похода, но нужно еще выполнить свой долг по отношению к новичку – Глухову Сергею. А именно – умудриться запихать «небольшой» камушек в его рюкзак.

Решение созрело очень быстро… «Наехав» на Серегу, типа, где обещанное пиво, отправили скоренько его в магазин…

Ищу на берегу камушек, но нужного нет. То слишком маленький, то такой, что в рюкзак не войдет. Наконец, вырвали из берега подходящий экземпляр и кое-как запихали его почти на самое дно Серегиного «вещмешка». Стоит ли говорить, что все это дело происходило под дружное «ржание» (другого слова не найдешь) добрых друзей Глухова Сергея. Пришел наш пиводобытчик с «лыбой» до ушей. И мы ему улыбаемся. Так что даже не пришлось «делать мину при плохой игре».

Серега:

- Во, братцы, пиво! Ну и магазин у них! А где мой рюкзак?

Мы:

-Спасибо! А рюкзак твой уже в автобусе!

Серега:

- Вот блин! А мне там надо взять..

Мы:

- Что все опять разгружать?

-Да не, не надо!

Собрались перед отъездом в тесный кружок и троекратно крикнули «Ура!». Вышедшая на бережок бабуся сказала: «Вы что, ребятишки, с войны вернулись?». Мы засмеялись и помахав бабульке своими мозолистыми, натруженными руками, поехали домой… Ан нет, сначала был Кызыл. Приехали к памятнику «Центр Азии». Распили шампанское. Посмотрели на старшего брата Каа-Хема  -  Бий-Хем и…Да, вот теперь – домой!

Эпилог

Из дневника Глухова С:

«… Чего только не творят люди дабы разнообразить свой досуг и вырваться из «Дня Сурка», где предсказуем каждый час.

Кого-то устраивает летний отдых на озере Шира, уровень «солености» воды которого зависит от количества искупавшихся и количества стоков попавших в него за летний сезон. Кто-то едет на Лугавское – поближе к дому. Там и берега «по-домашнему» загажены плодами «цивилизации». У водоема одни отдыхающие, как « почетное» наследие, передают другим таким же бедолагам омерзительные горы всякой гадости. Бывало, приедешь на такое озеро и час, а то и больше посвятишь только тому, чтобы предать земле все это. Достал такой отдых, захотелось страшно попасть туда, где еще не успели напоганить те, кому все «по барабану».

И случай выдался… Пригласили мужики на сплав. Да не просто на покорение Ташебы на резинке, от психдиспансера до Калининского карьера, а по самым настоящим порогам реки Каа-Хем – начала Великого Енисея –Батюшки!..

В жизни каждого человека есть основные вехи, которыми измеряется жизнь.

Для меня это была учеба за границей, свадьба, рождение сына, а вот теперь и покорение бурной реки. Это такие моменты жизни, которые помогают человеку оценивать время, отпущенное Богом, как «до» и «после»…»

P.S.

Урок 3. Покорить реку невозможно… С ней надо «разговаривать» на «Вы». И она одарит тебя таким же отношением. Не правда ли?