«ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬ» 20 сентября 1985 года
ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ
В начале сентября успешно завершался, пожалуй, наиболее интересный и познавательный спортивный поход-сплав, проведенный членами клуба «Альтаир». Высокая организация похода и техническая подготовка группы, исключительно доброжелательный психологический климат, хорошая погода—все это позволило пяти нашим спортсменам за 23 дня пройти самый сложный в Саянах маршрут с верховьев реки Бий-Хем. Несмотря на большие физические нагрузки (вес рюкзака в начале пути — 45 кг), ребята преодолевали пешком 120 км через три перевала. Посетили уникальные места — теплые сероводородные источники Хойто-Гол и горячие железистые источники Чойган, первыми из минусинцев покорили пик Топографов (3.044 м) — самую высокую вершину района путешествия. В результате 260-километрового сплава по Бий-Хему нашими спортсменами были удачно пройдены все пороги этой реки.
Рассказывает о путешествии руководитель группы, инженер техотдела завода вакуумных выключателей ВЛАДИМИР КУЛЯСОВ
В.Кулясов
«МАРШРУТ С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ»
ВЫЛЕТ
Бий-Хем — неосуществленная мечта многих туристов-водников. Маршрут по нему наполнен самыми неожиданными приключениями. У нас приключения начались на вылете.
В аэропорту Улан-Удэ уже третий раз объявляли посадку на наш рейс — в Порт-Оку. Оказывается, почти месяц не летали самолеты в этот район из-за непогоды. Десятки туристов ушли на запасные маршруты, так и не дождавшись своего часа. Но нам фортуна мило улыбнулась. Увы, ее улыбки не видел один наш товарищ — Гоша Вохмин. Три часа назад он отпросился «на минутку» в город — еще раз осмотреть одну из его достопримечательностей. И вот уже заканчивается посадка, а Гоши все нет. Уже контроль проверил наши паспорта, занесены рюкзаки, пассажиры сели в автобус, а его нет. Мечта года — поход — срывался.
Я еле двигался и был желтый, как старый, помятый лист бумаги. Коля Шелкунов то и дело бегал к автобусной остановке, но транспорт приходил без Гоши. Полчаса назад, не веря в успех, я отправил в город на такси Сашу Рыжикова — на поиски Вохмина. Это был жест отчаяния.
Наши неподдельные переживания передались обслуживающему персоналу. Чтобы хоть как-то оттянуть вылет, милиционер велел поставить на рентгеновский контроль наши рюкзаки. Когда уже все снаряжение проехало по эскалатору, у меня потемнело в глазах. Я вдруг вспомнил то, о чем раньше не забывал никогда: в Моем рюкзаке находится весь запас цветной кинофотопленки, и она могла быть засвечена! Девушки, ведущие посадку, притихли. Мы с Полевым тупо смотрели друг на друга.
Нам все сочувствовали, но откладывать вылет было уже нельзя. Милиционер посоветовал оставить записку отсутствующим, самим сойти в пос. Кырэне (промежуточная посадка) и ждать там. Это означало — конец мечте. С Кырэна мы могли выйти только на запасной маршрут. Год подготовки насмарку, планы — рушились на глазах. Не различая букв, я стал писать записку. Отдал милиционеру. И тут в дверях показался «великолепный» Гоша. Он беззаботно улыбался, видно было, что поездка ему удалась. И весь его облик излучал спокойствие и счастье. Я зарычал от перехлестнувших через край чувств и заколотил кулаком по рентгеновской установке, т. к. до Гоши было далеко. Милиционер осуждающе посмотрел на меня, но, войдя в положение, простил.
Оказалось, Рыжиков, проезжая на такси мимо одной из автобусных остановок, заметил Гошу и за пять минут до вылета успел его привезти. Фортуна погрозила нам пальнем, но милость на гнев не сменила.
Полет до Порт-Оки прошел приятно. Мы остыли от волнений. А милая и обаятельна я стюардесса — Очирова Oуюна — за душевной беседой восстановила хорошее на строение. Впоследствии на маршруте, мы не раз вспоминали хозяйку нашего самолета.
ИСТОЧНИКИ
Посещение теплых сероводородных источников Хойто-Гола, горячих железистых и радоновых источников Аршан-Хема (Чойган) — этих «диких» курортов — одна из изюминок «пешеходной» части нашего маршрута.
Отличительная особенность всех «диких» курортов, находящихся в глубине тайги, вдали от дорог, — их живописное природное оформление. Наплывы солевых отложений, легкий пар над источниками, баньки с навесной системой отвода воды по выдолбленным стволам деревьев, треск и всплески повсюду вырывающихся пузырьков воздуха, украшенные «шаман-деревья», наличие большого количества даров источнику в виде самодеятельных деревянных безделушек — все это создает особое настроение. Такие места являются точками пересечения туристских маршрутов.
ВОДА
Самые живые впечатления остались у меня от несложного порога Шивит. Длина его около 6 км. Мы шли порог с ходу. Это был обычный в Саянах горный слалом. Километра 4 «гнали» мы впереди себя метрах в десяти большую стаю диких уток. Несколько раз у меня прямо из-под весла выныривал и крутился рядом какой-то селезень-наглец с гордо поднятой головой. Я решил его поймать, утятина на ужин очень даже кстати. Но на одном из левых поворотов мы увидели брошенный, сидящий на камнях свежий плот. Пришлось резко уйти влево, и мы со всего маху сели между двух больших камней. Минуты четыре экипаж горячился, пропихивая катамаран меж камней. А когда продолжили путь уток уже не было. Селезень тоже не стал ждать.
Pекa Бий-Хем — самая рыбная река из всех, которые мы прошли. Наши рыбаки — Вохмин, Полев и Шелкунов — за весь поход рыбачили всего около 6 часов и за это время наловили свыше 45 кг рыбы. Причем, хариус весом до 0,8 кг — их рядовая добыча.
ПОСТ ВАХМИСТРОВА
Водопад на Бий-Хеме — одно из самых живописных мест на маршруте. Там мы обнаружили памятную плиту и тур из камней, где лежала общая тетрадь. Из нее мы узнали, что летом 1984 года экспедиция Красноярского краевого совета по туризму под руководством В. Г. Шубникова установила плиту в честь нашего знаменитого земляка - краеведа А В. Вахмистрова.
«Водопад — это ключ к Енисею, и я хотел быть здесь похороненным», — написал Вахмистров.
Эта плита напомнила мне, как в июле 1980 года при подходе к реке Казыр наша группа посетила на Иденском перевале памятник знаменитому геодезисту-писателю Г. А. Федосееву, завещавшему похоронить его в этих местах. Что-то схожее есть в судьбах этих сильных людей.
Наша запись в тетради на посту Вахмистрова была тринадцатой по счету. По заполнению тетрадь будет храниться в Красноярске в личном архиве геолога-краеведа Красноярского музея.
ПОСЛЕДНИЙ АККОРД
После прохождения порогов, чтобы попасть в поселок Тоора-Хем, нам пришлось плыть 200 км. Надо сказать, что такие «болотные» участки сильно смазывают впечатление от похода. Нагрузка от вынужденного безделья и однообразия сильно выматывает и давит на психику. Чтобы быстрее проглотить этот участок, экипаж единогласно принял решение плыть и ночью. Этот наш шаг, конечно же, подвергнется бурному обсуждению в стане «знатоков». Но надо иметь в виду один факт (в чем я не раз убеждался на собственном опыте): многое из того, что в обычной обстановке кажется абсурдным, рискованным, трудно выполнимым, может быть свободно осуществлено без особых последствий в экстремальных условиях. Основное здесь — психологический настрой группы, объединенной общей целью, реально представляющей последствия своих решений и готовой во всеоружии встретить любую самую неблагоприятную ситуацию, если она возникнет.
Оттолкнувшись от берега в 9 часов вечера, мы начали ночной сплав. Через полчаса полностью стемнело, горели звезды, к 11 часам взошла луна. Скорость течения — всего 5 км/час. Но субъективное восприятие резко ее увеличивает. Мы буквально мчались по лунной дорожке в темноту В память врезался один эпизод. Левый берег слабо освещен луной, правый совершенно растворился в темноте. И никак не отделаться от ощущения, что катамаран несется куда-то в пропасть. В одном месте, увернувшись от торчавшего из воды бревна и уйдя из-под залома, мы на веслах пошли вдоль галечной косы. Вдруг в метре от катамарана что-то вынырнуло. Мы не сразу сообразили, что это был какой-то зверек. Потом погнались за ним. Зверек нырял еще пару раз, потом выбежал на косу и, смешно шлепая лапами, под наше улюлюканье скрылся в темноте. В час ночи мы приплыли к косе, разожгли костер, погрелись чаем и продолжили путь.
Вторая часть ночи была более драматичной. Мы вошли в зону густого тумана. Луна еле просвечивала сквозь его пелену, катамаран плыл в каком- то однородном, безграничном темно-сером пространстве.
Органы чувств напряжены. ориентировались только по звуку, а многочисленных протоках Бий-Хема на перекатах и мелях много топляков, которые хлюпают или шумят. Вот по этим, надвигающимся то справа, то слева, то спереди шумам мы ориентировались и шарахались в противоположные от них стороны. То и дело проносились, возникающие как- то вдруг, совсем рядом корневища поваленных деревьев.
Холод и постоянное напряжение сделали свое дело — мы устали. Причалив с пятой попытки к берегу, мы грелись до семи утра. А утром ситуация почти не изменилась: все так же стоял густой туман. И сплав был продолжен в «молочных потемках» почти до самого Тоора-Хема.
Этот необычный ночной сплав был последним аккордом в нашем насыщенном событиями путешествии.
Фортуна лично побеспокоилась о том, чтобы у нас все было хорошо. Даже погода. Из 23 дней всего 4 были дождливыми. И только два раза мы просыпались в снегу. Под занавес она оригинально пошутила. Дело вот в чем. Во всех длительных сложных походах их участники худеют на 4—8 кг. Вот и сейчас четверо из нас «усохли» в среднем на 3 кг. А один — Саша Рыжиков — поправился (!) на 2 кг. Такого у нас еще не было. Особенно «пострадали» щеки. Вот уж поистине «шестерка супер» на лице, как поется в туристской песне.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Закончилось самое интересное и разнообразное путешествие из всех пройденных мной за 10 лет туристской жизни. Путешествие, где каждый новый день был совсем не похож на предыдущий. «Маршрут престижа» с блеском удался. И пусть официальная оценка спортивной сложности реки завышена на две ступени (наверное, из-за большой удаленности?). И пусть нам не удалось преодолеть искусственных преград официального выпуска группы. Мы даже не получили официальной рецензии на заявочные материалы. Все это не в силах омрачить пройденный маршрут. Впечатления от путешествия не стали беднее. Следующий год в нашей группе будет «вы ходным».
Мы очень надеемся, что нам удастся показать по Абаканскому телевидению цветной фильм о путешествии.
В. КУЛЯСОВ