«Первый прыжок»
1993 г., газета «Электромашиностроитель»
Вы, читатели, наверное знаете, что в нашем городе с большим трудом, но де лает первые шаги такой высокотехнический вид спорта, как прыжки с парашютом. В минувшем, 1992 году, были организованы и проведены первые прыжки с парашютом тремя группами минусинцев. В составе групп была не только учащаяся молодежь, но и работники АО«ЭЛКО». Это ребята — дельтопланеристы и туристы из клуба «Арго». Сейчас к прыжкам готовится очередная группа новичков. О своих первых прыжках и впечатлениях рассказывает В. Кулясов.
День 26 сентября 1992 г. мне запомнился надолго. И дело не в том, что я осуществил в этот день мечту юности и первый раз сиганул с парашютом. А дело в том — как сиганул! Об этом «шедевре», пожалуй, стоит рассказать.
С утра стояла «мерзопакостная» погода, и мы очень долго ждали самолет из Красноярска. Он мог и не прилететь. Так бывало уже не раз. Но где-то к четырем часам вce таки прилетел. К этому времени все уже были голодные, замерзшие и угрюмые. Оживление, которое принес самолет, быстро угасло, когда выяснилось, что при такой погоде прыгать нельзя. Надо немного подождать, пока развеется.
С каждым часом ожидания настроение у меня ухудшалось. Дело в том, что произошла накладка. Вечером в пять часов у нас должны были собраться гости на семейное торжество. И я должен был обеспечить застолье хлебом. И вот, глядя на часы, я представил, как меня костерят и пережевывают голодные родственники. Мысль о том, что дома встреча будет с большими «нюансами», повергла меня в стойкое уныние.
Разрешение на прыжки дали в седьмом часу вечера. Оставалось буквально сорок минут до условного заката солнца. После него все самолеты ДОСААФ должны стоять на земле. Нас построили и разделили на три группы. Я, конечно же, попал в последнюю третью, с тремя махонькими девчонками студентками. В толстой куртке, туго перетянутый ремнями, и от этого неуклюжий, я на их фоне смотрелся весьма комично. И, как самый тяжелый, должен был прыгать первым. Наша группа поднялась в воздух за 5 минут до заката. Пока самолет набирал высоту я мрачно смотрел в иллюминатор. Вот сейчас... вот сейчас сбудется мечта юности! Но никаких «чувств» не было. Уныло хотелось есть. Выпускающий открыл дверь самолета, раздался сигнал. Я подошел и мешком вывалился в эту дыру.
Почему-то сразу стало темно. Затем небольшой толчок, и я почувствовал, что меня сильно крутит. Потом рассказывали, что меня крутило, как вертолет. Это раскручивались неаккуратно сложенные стропы. Пока было вращение, я вяло соображал, почему же темно? Потом сообразил. От удара воздушным потоком, каска, одетая на шерстяную шапочку, наехала аж на нос. Я усиленно пытался сдвинуть ее на место Очень сильно мешали ремни и стропы. Наконец, каска сдвинута на затылок. Но светлей не стало. Оказалось, что и шапочка на носу. А вот сдвинуть ее было сложней. В общем, первую половину спуска я провел в темноте в борьбе за свет. Наконец, шапка на месте и прекрасное мгновение — Минусинск на ладони. Енисей, снег летит снизу вверх, в лицо и... тишина. Я не успел насладиться картиной. В животе заурчало, щелкнуло и что-то ослепительно белое медленно, как в замедленном кино, стало вываливаться вниз, к ногам. Это сработал на критической высоте автомат запасного парашюта. Борясь за свет, я совсем забыл его отключить — выдернуть красный шнурок. Спускаться на двух парашютах считается большим публичным позором.
Стало тошно. Чем больше распускался запасной парашют, тем ближе наплывало на меня расплывшееся в счастливой улыбке лицо самого ехидного зубоскала и языкастого острослова из всех наших дельтапланеристов — Сашки Калинина. Он ждал внизу. У меня засосало под ложечкой и очень захотелось назад, в самолет. Но судьба неумолимо влекла вниз, к тирану, испить до конца горькую чашу.
Перед приземлением мне надо было развернуться на полоборота, т. к. я летел вперед спиной и приземлиться мог на кобчик. Я никак не мог понять, как развернуться с двумя парашютами? Кругом была куча веревок и ремней. Неясно было — что тянуть. Поэтому тянул все подряд, кое-как мне удалось подвернуться, и я более-менее нормально шлепнулся об землю.
Здесь меня уже ждали с большим нетерпением. По веселому внешнему виду молодой публики было видно, что Калинин уже размялся по моему адресу и сейчас, дрожа и подпрыгивая от нетерпения, ждал, когда я подойду на расстояние «прямого выстрела», чтобы потоптать и насладиться моим жалким видом. Была мерзкая погода, но для него ярко светило солнце. Он аж вспотел от удовольствия. Бросая искрометные взгляды на молодых девушек, Калинин выдавал такие складные перлы по моему адресу, что они тонули во всеобщем хохоте. Я не берусь дословно повторить, но вдохновенные импровизации с блеском крутились около интимных тем. Первый прыжок это как первая брачная ночь, и испортить его вторым куполом все равно, что провести брачную ночь втроем с дублером и т. д. Или: с тобой прыгнули три курочки и ни у кого не сработала запаска, а ты — Сивый Мерин перетрухал до такой степени, что... и т. д. И, главное, все в изящном цензурном варианте. Не ожидал от него.
Когда все устали смеяться, Костя Седов — обладатель уникальных падений на дельтаплане, с удовольствием протянул: «Ты, Володя — пи-жо-он».
В заключение руководитель прыжков — Леонид Крамаренко, когда я подошел к нему, на глядя в мою сторону, брезгливо через губу произнес: «Если хочешь еще, завтра в десять».
Растоптанный, обсмеянный, униженный, без хлеба я явился домой и получил добавку от своих родственника. Taк завершился мой первый прыжок с парашютом. В этот день все было против меня.
Наутро была прекрасная погода. Удалось быстро провести киносъемку. Перед моим вторым прыжком, когда самолет набрал высоту, ко мне обратился молодой паренек: «Вы знаете, говорят что во втором прыжке страха больше, чем в первом. Мне немного страшновато». А мне? Я весь дрожал от страха. От страха забыть выдернуть красный шнурок. Ведь Калинин ждал внизу. Но второй и третий прыжки прошли просто замечательно.
Многие спрашивают, страшно ли прыгать?
Мы пришли с ребятами к общему выводу. По степени риска, прыжки с парашютом значительно безопасней, чем полеты на дельтаплане. И уж, тем более, нельзя их сравнить со сложными водными или горными путешествиями.
Прыжки с парашютом — это удовольствие!
Так что, приходите и прыгайте!